символы красоты в искусстве

О символах в искусстве

Просмотров: 5526 Комментариев: 3 Оценило: 3 человек Средний балл: 2.7 Оценка: неизвестно Скачать

Язык и секреты живописи

Слово "символ" имеет следующее основное значение применительно к искусству: то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи.

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств); синий (цвет неба) — символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну, — символ божественного совершенства.

Другая группа символов — предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, оливковая ветвь — символ мира, цветок нарцисса — символ смерти, младенец — символ человеческой души. Свет — символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) — символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Ткачество символизирует создание мира, вселенной, определение судеб всего сущего; рыбная ловля — обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть "ловцами человеков"). Художественный образ кентавра — символ низменных страстей, распрей (если изображён с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях — символ ереси.

Возникновение символов не случайно, оно связано с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Например, сова — ночная птица, поэтому одно из её символических значений — сон, смерть.

Многие символы имеют многозначный смысл: например, собака — символ верности (если изображена у ног супругов), символ низости и бесстыдства в античных сценах. Как хранитель стада собака олицетворяет доброго пастыря, епископа или проповедника. Чёрная собака в средневековом искусстве обозначала неверие, язычество. Как видно из этого примера, смысл символа часто зависит от эпохи, религии, культуры 1. Но в этой книге используются значения символов, которые приняты в европейской традиции, так как даётся анализ произведений только европейского искусства. Если символ многозначен, то надо брать то из его значений, которое соответствует общему строю, духу картины, не противоречит ему и не разрушает его.

Символы являются неотъемлемой частью человеческого мышления, сознания, лежат в основе человеческого ума. Иероглифы древних египтян, китайцев и японцев — это символы, которые заключают в себе целые сложные понятия, иногда и полные предложения.

Символ активно использовался в искусстве до второй половины XIX века и только потом стал большой редкостью.

Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации. Поэтому символы так часто и естественно использовались в искусстве, особенно в живописи. Очень много символов в картинах Мантеньи, Джованни Беллини, Боттичелли, Яна Стена, Рубенса и других, особенно голландских и фламандских, художников.

Автор замечательной книги "Мир Рубенса" К. В. Уэджвут пишет:

От каждого художника требовались знания таких символов, и для их объяснения существовали даже специальные учебники. Не слишком запутанные символы приводили всех в восторг, образованным людям нравилось расшифровывать скрытый смысл изображений на картинах. Такая учёная игра придавала интерес даже самым приземлённым работам…" 2

О том, как много символов знал и использовал в своём творчестве Рубенс, узнаём из его письма Юстусу Сустермансу от 12 марта 1638 года 3. Интересно, что в этом письме Рубенс, объясняя смысл своей картины "Бедствия войны", указывает значения столь многочисленных символов по памяти, даже не имея перед глазами картины, и называет своё объяснение кратким.

Раздумья художника Яна де Хема о человеческой жизни перекликаются с заповедями Христа из Его Нагорной проповеди:

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут". (Мф. 6:19–20).

Большую роль играют символические детали и в портрете. Рассмотрим великолепный портрет Е. С. Авдулиной работы О. А. Кипренского.

Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете,

Таков удел прекрасного на свете.

Символику очень часто использовал в своих могучих философских пейзажах Якоб ван Рейсдал. Ярким примером тому является его знаменитое "Еврейское кладбище" из Дрезденской галереи.

Картина прекрасно показывает, как творческое воображение автора изменяет натуру для выражения замысла. Сохранилось два рисунка Рейсдала с натуры (музей Тейлера, Харлем), изображающие еврейское кладбище. Однако в картину, по сравнению с рисунками, внесено много изменений. Создавая её, Рейсдал сохранил из рисунков очертания гробниц бывшего врача французского короля Генриха IV, главного раввина Амстердама и богатого горожанина, но вместо пологой равнины появляются холмы, а также ручей, сухие деревья, радуга. Несомненно, что привнесённые детали имеют символическое значение, служат выражению идеи картины.

Тревожный, напряжённый солнечный свет, пробившийся сквозь тяжёлые грозовые тучи, освещает передний план картины: могильные памятники из полированного мрамора, огромное сухое дерево, трухлявый пень на берегу бурного ручья. Позади, в грозовом сумраке, видны руины какого-то величественного сооружения.

На фоне руин и засохших деревьев (символов смерти) богатые гробницы кажутся вызовом вечности, забвению, необратимому течению времени, которое символизирует ручей. Они олицетворяют человеческое тщеславие, гордыню. Но мрачное настроение картины, следы смерти и разрушения, трещины в надгробиях свидетельствуют о том, что и этим прочным и дорогостоящим сооружениям не избежать общей участи. Невольно приходят на память стихи Г. Р. Державина:

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы.

Но не всё так безнадёжно. Два холма на картине служат не только символом неизменности, нерушимости законов бытия. Они также символизируют и "путь в небо", путь к духовному возвышению, являются атрибутом спокойного, духовного мирного существования (поскольку гора наполняет дух чувством высоты, освобождает от мелких устремлений). "Да принесут горы мир людям и холмы правду" (Псалтирь 71:3). Вода в ручье символизирует очищение, смывание греха и пробуждение к новой духовной жизни. А главное, в левой части картины, над холмом, поросшим зелёной травой (в христианстве зелёный цвет — символ бессмертия, надежды, роста духа святого в человеке), мы видим двойную радугу, которая одновременно символизирует и трон небесного суда, и примирение Бога с людьми. Все эти символы указывают на возможность очищения, спасения и вечной жизни путём обуздания греховных страстей, соблюдения Божьих заповедей.

Итак, картина Рейсдала — рассуждение о смысле человеческой жизни. По свидетельству знаменитого пейзажиста Констебля, картина при жизни автора называлась "Аллегория жизни человеческой". Тщетно человеку надеяться обрести бессмертие, вечную память, создавая материальные памятники. Всё тленно на земле. И вечная жизнь, спасение достижимо только через духовную жизнь, искреннюю веру в Бога, добродетельное краткое земное существование.

Приведём и примеры использования символов в литературе.

В первой песне "Ада" Данте рассказывает, как он, пройдя половину жизненного пути, заблудился в сумрачном лесу. С большим трудом добрался он до холма, надеясь с вершины его определить для себя верный путь и выбраться из леса, но оттуда вышли навстречу ему три страшных зверя: рысь, лев и волчица. Испугавшись и боясь окончательно погибнуть в тёмном лесу, Данте обратился за помощью к великому римскому поэту Вергилию, который весьма кстати внезапно появился перед испуганным итальянским поэтом. И Вергилий помог Данте спастись от хищников и выбраться из лесного мрака, для чего предложил ему путешествие по всем кругам ада и чистилища, чтобы, став мудрее в этом путешествии, впредь ходить только верной дорогой.

В этом иносказании очень много символов. Мрачный лес — символ погрязшего в пороках и междоусобных раздорах итальянского общества; освещённый лучами восходящего солнца холм — это найденный путь спасения; три хищника, преградившие подступ к холму, — это, по мнению Данте, три главных людских порока: сладострастие (рысь), гордыня (лев) и алчность, корысть, жадность (волчица)4. Эти пороки являются основным источником зла в мире. Спасение от них Данте как истинный предтеча эпохи Возрождения видит в познании. Поэтому путеводителем в поисках истины он выбирает себе Вергилия, сделав его символом разума и государственной мудрости, потому что превыше всех почитал этого великого поэта.

Обилие символов делает "Божественную комедию" Данте трудной для современного читателя: для понимания текста ему надо постоянно обращаться к комментариям, но такое чтение становится скучным, если нет жажды знания. Но все образованные современники Данте и итальянцы эпохи Возрождения с удовольствием читали это произведение и обсуждали его даже на улицах. Анонимный биограф Леонардо да Винчи сообщает, что общество почтенных людей Флоренции обсуждало у церкви Санта Тринити одно место из Данте 5.

Очень много символов в трагедии Гёте "Фауст", особенно во второй её части.

Символика присутствует и в самом обряде богослужения, например, символичны одежды священнослужителей 6. "Поручи напоминают священнослужителям, что они, совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий… Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери."7

Словом, любителю искусства знание символов, возможность обратиться к специальной литературе по символике просто необходимы для полного и глубокого понимания нравственного и философского содержания художественных произведений, которое кроется за их внешней формой.

1. Знание особенностей символики и аллегорических мотивов страны и эпохи может помочь даже при атрибуции картин. Об этом пишет блестящий мастер атрибуции Ирина Владимировна Линник.

"Знание наиболее типичных, излюбленных в Голландии аллегорических символов может очень помочь при опознании произведения голландской школы".

"…такие устойчивые, имеющие аллегорический смысл мотивы, как девушка, выпускающая птичку из клетки или ящичка, вручение птицы, битой или живой, битого зайца, сосисок или рыбы, взятой за хвост (все названное связано с весьма распространенной, подчас грубоватой эротической символикой), девушка, получающая или читающая письмо в комнате с висящим на стене морским видом (море с его изменчивостью и непостоянством — синоним любви); женщина, держащая за черенок кисть винограда (в голландской эмблематике — символ супружеской добродетели и моральной чистоты),— встречаются, за редчайшими исключениями, только у голландцев".

"Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа "Завтраков". Они символизировали здесь идею "умеренности". При этом особая любовь голландцев к тщательному выписыванию мельчайших деталей определила их обращение к изображению открытого часового механизма, что не по силам было, пожалуй, художникам других школ. Так иконографические особенности могут подсказать направление поисков и при определении автора натюрморта".

И. Линник. "Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин". Ленинград, "Искусство", Ленинградское отделение, 1980. Стр. 44, 47.

2. К. В. Уэджвут. "Мир Рубенса. 1577–1640". Пер. с англ. Л. Каневского. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998 — (Библиотека искусства). Стр. 13–14.

Насколько большим был интерес к символике в XVII веке сообщает и И. В. Линник: "Интерес к символике, эмблематике в XVII столетии вообще велик, как никогда. Достаточно упомянуть, что из двухсот пятидесяти книг по эмблематике, появившихся за период с 1531 года до середины XVIII века, сто шестьдесят восемь было издано в XVII столетии, и Голландия была здесь, пожалуй, впереди других стран, причем писали эти книги такие крупнейшие и популярнейшие голландские поэты, как Якоб Катс и Йост ван Вондель".

И. Линник. "Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин". Ленинград, "Искусство", Ленинградское отделение, 1980. Стр. 44

Петер Пауль Рубенс. Письма, документы, суждения современников. Переводы. Перевод А. А. Ахматовой, Н. В. Брагинской, К. С. Егоровой. Сост., вступит. статья и примеч. К. С. Егоровой. М., "Искусство", 1977 (Мир художника). Стр. 287.

4. Данте Алигьери. "Божественная комедия. Ад". Перевод М. Лозинского, вступительная статья А. К. Дживелегова, комментарии И. М. Гревса. ГИХЛ, Ленинград, 1939. Стр. 201.

5. М. А. Гуковский. "Леонардо да Винчи. Творческая биография". "Искусство". Л.—М., 1958. Стр. 150.

6. Вот что пишет о роли символики в богослужении митрополит Сурожский Антоний:

"В связи с этим, может быть, следует упомянуть и о символике богослужения. Богослужение наше имеет целью передать религиозный опыт, а этот опыт просто в умственных категориях передать нельзя. Он передается не только картинно, притчами, он передается символически, то есть через употребление, сочетание и движения, и слова, и музыки, и драматического как бы представления событий, которые таким образом доходят до сознания лучше, чем их можно довести только умственным изложением".

Митрополит Сурожский Антоний. "О встрече". Издание второе, исправленное и дополненное. Фонд "Христианская жизнь", Клин, 2003. Стр. 234.

Реферат: О символах в искусстве

Начиная с древнейших времен наиболее важные символы были попыткой понять и упорядочить смысл существования человека в таинственной вселенной. Многие фундаментальные идеи и их символы нередко совпадают как в примитивных обществах, так и в развитых цивилизациях. Символы могут быть условными, воображаемыми, могут иметь совершенно произвольную форму. Подобные символы могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и магические слова и ритуальные жесты. Более поздние художники со времен императора Константина поняли и оценили символ как видимое изображение идеи.

ЕСЛИ СИМВОЛ СТОЛЬ ЖЕ ДРЕВЕН, КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, то осмысление его сравнительно поздний плод культурного развития. Немецкие романтики XIX века сознательно противопоставляли классической аллегории символ, связав его с мифом. Их интересовали особенности национального духа и своеобразие различных исторических эпох. В осмыслении символа они опирались на мировоззрение Гете, который понимал все формы природного и человеческого творчества как значащие и говорящие символы. В широком смысле человек есть создание символическое: язык, миф, религия, искусство и наука суть символические формы, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос.

СИМВОЛИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВОЗНИК В ТОЙ ЖЕ идеологической среде, что и литература, и во многом связан с ней идейно-художественной тенденцией и общей эволюцией. «Театральный привкус» фантастических, романтических пейзажей Тернера вдохновил английских молодых художников на создание прерафаэлитского творческого братства, выступившего с позиций эстетической критики буржуазной цивилизации, разрушающей все лучшее, прекрасное в искусстве и человеке. В своих произведениях прерафаэлиты утверждали культ красоты, правды, поэзии, изысканной и утонченной образности: «Красота — это истина, и истина — это красота». В позднеромантическом движении прерафаэлитов ярче, как нигде, проявились черты символизма — постижение мира в его вневременной красоте.

Все чаще взоры художников-символистов обращаются на Восток в поисках новых выразительных средств, новых форм, новых образов. Увлечение восточным традиционным искусством, во многом условным и декоративным, пронесшимся, как вихрь, над Европейским континентом, определило на рубеже веков эстетику стиля «модерн» — стиля жизни и искусства, отразившего тревожный дух эпохи. Особенно сильно восточное влияние чувствуется в прикладном искусстве. Восточные ковровые орнаменты, удачно сливаясь с европейскими, становятся не только украшением художественного произведения, но и формируют его структуру. Восточные мотивы проникли во все формы и жанры изобразительного искусства. Все обращено в орнамент — люди, цветы, птицы.

Театральное творчество символистского толка также испытывает интерес к восточному театру, усматривая именно в нем предтечу современного условного театра. Торжественные процессии, прославляющие жизнь, языческие ритуальные обряды, каменные изваяния древнего искусства питают воображение режиссеров, пытающихся создать на сцене нечто возвышенное, сверхсознательное и благородное из жизни человеческого духа. Танец как древнее выражение радости и печали жизни, как форма колдовства предшествовал изображению.

В ТЕ ЖЕ САМЫЕ ГОДЫ СТАНИСЛАВСКИЙ, ОБЪЕДИНИВШИСЬ С МЕЙЕРХОЛЬДОМ в студии на Поварской, заявил: «Настало время для ирреального на сцене. Нужно изображать не саму жизнь, как она в действительности протекает, но так, как мы ее смутно ощущаем в грезах, в видениях, в момент возвышенных подъемов».

В целом доктрина символистов такова: в глубине вещей скрывается тайна — идея, доступная лишь искусству. Высшая цель искусства — ощущение и постижение этой тайны, а через нее — постижение мира. Наши предки зашифровали те сокровенные знания, идеи, свет которых идет через века и несет поддержку, предостережение и защиту потомкам. Ключ к разгадке древних эпох спрятан в символическом значении предметов, поэтических строках античных авторов, в удивительных по своей красоте произведениях искусства — в праздничных и сакральных керамических сосудах, в чеканке, в живописи. Разгадывание символики, скрытой в предметах, в таинственных мистериях, позволяет проследить связь между культурами всех времен и народов и ощутить незримую нить, связывающую человечество.

Источники:
Реферат: О символах в искусстве
Слово "символ" имеет следующее основное значение применительно к искусству: то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи.
http://www.bestreferat.ru/referat-76795.html
СИМВОЛ В ИСКУССТВЕ
Начиная с древнейших времен наиболее важные символы были попыткой понять и упорядочить смысл существования человека в таинственной вселенной. Многие фундаментальные идеи и их символы нередко совпадают как в примитивных обществах, так и в развитых цивилизациях. Символы могут быть условными, воображаемыми, могут иметь совершенно произвольную форму. Подобные символы могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и магические слова и ритуальные жесты. Более поздние художники со времен императора Константина поняли и оценили символ как видимое изображение идеи.
http://mostga.am/kultura/simvol-v-iskusstve-681.html

COMMENTS