Школы психологии

Департамент психологии

Тел.: 8 (495) 772-95-90 * 15-366

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Департамент является российским лидером в области психологии способностей, психологии деятельности и поведения человека, кросс-культурных исследований, позитивной психологии, когнитивной психологии и когнитивных нейронаук. Мы активно используем передовые методы изучения поведения человека, в том числе транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), функциональную магниторезонансную томографию (фМРТ) и другие.

Международный коллектив департамента и исследовательских лабораторий активно развивает образовательные программы по консультативной психологии, прикладной социальной психологии, психоанализу, психотерапии семьи, психологии в бизнесе, экопсихологии и когнитивным (нейро-) наукам.

Наша цель — создание лидирующего европейского научно-образовательного центра в области наук о поведении человека.

М.: Институт практической психологии, 2018.

Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 85-121.

В кн.: Интернет по ту сторону цифр : Сборник статеи? конференции. Издательские решения. Ридеро, 2018.

PSYCHOLOGY. WP BRP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018

Источник:
Департамент психологии
Департамент психологии НИУ ВШЭ является российским лидером в области психологии способностей, психологии деятельности и поведения человека, кросс-культурных исследований, позитивной психологии, когнитивной психологии и когнитивных нейронаук. Активно используются передовые методы изучения поведения человека. Магистратура по направлению психология
http://social.hse.ru/psy

Научные школы и направления в психологии

Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем большого количества научных направлений, школ и концепций. Механизм их оформления иной, чем выделение отраслей психологии. Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения. Какие-то отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, другие — либо не замечаются, либо получают более узкую интерпретацию.

В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление. Представители определенных научных направлений, разделяющие общий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу.

Каждый из представленных в науке теоретических подходов к пониманию психического имеет свою историю возникновения, существования и развития. Вместе с тем каждый новый подход не отменял всего предыдущего, а лишь вносил свое понимание в общую «копилку» психологической науки. Поэтому в психологии, как, впрочем, и в любой другой науке, нельзя ставить вопрос: какой подход наиболее верный? Все подходы имеют свои достоинства и недостатки. Более существенным является вопрос о том, какие познавательные задачи позволяет решить тот или иной подход. Именно этим и определяется его место в структуре науки и его роль в истории психологии.

В психологии на разных этапах ее развития в качестве основного предмета исследования рассматривались такие понятия, как «душа», «сознание», «поведение», «бессознательное», «психика» и др.

Самым первым предметом изучения психологии была душа. И в наше время, и много лет назад для объяснения поведения других людей было принято ссылаться на проявления их души как некоторого фактора, значимого для понимания ситуаций взаимодействия и общения, но недоступного для непосредственного восприятия. Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние греки, трактовавшие душу как: искорку, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит); соединение атомов (Демокрит); результат смешения трех жидкостей — крови, желчи и слизи (Гиппократ); часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон); форму живого тела и цель его существования (Аристотель). Период Средних веков характеризуется влиянием на представления о душе как бессмертной инстанции (Фома Аквинский, 1225—1274) религиозных учений — христианства и ислама.

В конце XVII в. с приходом в естествознание строго «причинного мировоззрения» душа как объяснительный принцип и первопричина всех движений была исключена из науки. Следующим в общей хронологии предметов научного изучения психологии было сознание. Психологическое знание пытались построить на основе собственных переживаний ученого — явлений индивидуального создания. Мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый человек знает по личному опыту, представлялись единственной несомненной реальностью, которую следует изучать, поскольку эти явления человек фактически наблюдает, находит в себе, изучая свою «внутреннюю душевную деятельность». Отсюда единственно возможным методом исследования была признана интроспекция — самонаблюдение человека за явлениями своего индивидуального сознания.

Основоположником интроспективного изучения сознания можно считать Джона Локка, который считал, что явления сознания являются такими же бесспорными фактами внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. Развитие идей о явлениях сознания находит свое продолжение в психологии ассоционизма (XVIII — сер. XIX вв.), которая всю душевную жизнь представляла как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями (Д. Гартли, Дж. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер). Дальнейшее развитие традиций изучения сознания можно связать с именами В.Вундта и Ф. Брентано, каждый из которых предложил свою программу построения психологии как науки.

В первой трети XX в. появилось несколько крупных психологических научных школ, резко противопоставивших друг другу свои теории, факты и объяснительные принципы. Старая интроспективная концепция, трактовавшая психологию как науку о сознании, состав которого проясняется благодаря самонаблюдению, утрачивает свое влияние.

Преодолению ограниченности круга изучаемых психологией явлений рамками сознания способствовало выделение в качестве основного предмета изучения поведения . Это было сделано в бихевиоризме. Бихевиоризм — одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул —реакция».

Классический бихевиоризм сводил психику к различным, преимущественно двигательным, формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Так, например, мышление отождествлялось с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма и т.д. Соответственно развитие человека сводилось к образованию условных реакций — любых ответов организма на изменение во внешней или внутренней среде — от биохимической реакции отдельной клетки до сложного поведенческого акта.

С 20-х гг. XX в. начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (гештальтпсихологии, психоанализа). Необихевиоризм дополняется понятием о «промежуточных переменных» как факторах (мотивация, состояния, когнитивные структуры), служащих опосредующим звеном между стимулом и мышечными движениями. Объяснительными факторами формирования и модификации поведения человека выступают такие понятия, как «модель» (наблюдение за моделью, представляющей собой одобряемый или осуждаемый образец поведения) и « подкрепление » (негативное и позитивное).

Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир.

На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления — фрейдизма австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 — 1939). Богатая медицинская практика позволила 3. Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах «Исследования истерии» (1895) и «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

Говоря о вкладе психоанализа, и прежде всего его создателя З.Фрейда, в развитие предметной сферы психологии, следует отметить следующее. Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, З.Фрейд тем не менее склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное — бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и влияние социума на человека представлялись в значительной мере негативно окрашенными. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы у человека. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов человека. Такая трактовка находит оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников З.Фрейда.

Наиболее выраженной оппозицией признанию зависимой от различных факторов природы человека (от внешних стимулов в бихевиоризме; от вытесненных из сознания травмирующих переживаний в психоанализе) явились идеи гуманистической психологии (Г.Олпорт, Ф.Перлз, К.Роджерс, А.Маслоу). Представители гуманистической психологии признавали за человеком право на его уникальность, способность к управлению собственным развитием и творческой самореализации, к достижению «идеального Я». Одной из основ гуманистической психологии стал экзистенциализм — философское течение, ориентированное на проблемы личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.

Сторонники этого направления убеждены, что поведение человека детерминируется не инстинктами, внутренними конфликтами или внешними стимулами, а личным восприятием реальности. Люди сами себя контролируют, их поведение определяется способностью выбирать, как думать и поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Таким образом, человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Важным направлением, характеризующим социальную ориентированность психологии, признающим ведущую роль общественно-исторического фактора в развитии психики, стало использование в отечественной психологии в качестве системообразующей интегральной категории предметной деятельности (С.Л.Рубинштейн, М.Я. Басов, А. Н.Леонтьев). Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ. В продукте деятельности оказывается воплощенным тот «идеальный образ», который существует в сознании человека. Деятельность — это форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели, связанной с познанием или преобразованием объекта.

Реализуя преобразующие действия с предметным миром, осуществляя сознательную регуляцию своего поведения и действий, человек изменяет и свою психическую природу. Посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений. При этом усвоение общественного опыта в ходе совместной деятельйости приводит к «перенесению внутрь» — интериоризации — внешних действий и социальных отношений. А это в конечном итоге приводит к формированию социально обусловленных качеств человека, к развитию высших психических функций, характеризующихся (в отличие от «натуральных» функций, имеющих природное происхождение) произвольностью и осознанностью (Л.С.Выготский).

В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации , когда на основе сформированной психической функции строится «внешнее» социальное отношение.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы основания для выделения отдельных отраслей и научных направлений психологии?
  2. Какую функцию выполняет общая психология в общей системе психологической науки?
  3. Что являлось исторически первым предметом изучения психологии?
  4. Какие научные направления возникли в первой половине XX в.?
  • Бархаев Б. П., Сыромятников И. В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. — М., 2003.
  • Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.
  • Зинненко В. П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. — М., 1983.
  • Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб. пособие для вузов. — М., 1998.
  • Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. — М., 1997.
  • Шульц Д, Шульц С. История современной психологии. — СПб., 2002.

Источник:
Научные школы и направления в психологии
Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем большого количества научных направлений, школ и концепций. Механизм их оформления иной, чем выделение отраслей психологии. Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая
http://pro-psixology.ru/vvedenie-v-professiyu-voennogo-psixologa/680-nauchnye-shkoly-i-napravleniya-v-psixologii.html

Школы, направления, концепции в психологии

Наука психология создала немало школ, направлений, концепций. Отношение к ним было разное, вплоть до отрицания. Так, от советской психологии идеологические работники постоянно требовали монотеистического подхода к изучению и интерпретации психических явлений. Методологической основой исследования психики была диалектически — материалистическая философия. Диалектический материализм — термин, которым называлась философия К. Маркса (1818-1883). Диалектика Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) была идеалистической, а материализм Л. А. Шевченко (1804-1872) – не диалектическим (метафизическим). К. Маркс соединил материализм и диалектику.

Несмотря на попытки партийных идеологов сориентировать психологию бывшего Советского Союза на единый подход к выяснению сущности психики, все же во многих случаях отечественные ученые в конкретных исследованиях использовали достижения психологов различных направлений и школ. Такое творчество в науке оправданно, если иметь в виду чрезвычайную сложность предмета исследования, численность факторов, действующих на те, или иные психические явления.

Интроспективная психология охватывает ряд направлений. Общим у них является то, что все они пользуются основным методом изучения психики — методом самонаблюдения, т.е. наблюдения человека за собственным сознанием.

Одним из направлений интроспективной психологии является учение о «внутреннем опыте», с позиции которого психические явления познаются принципиально иным способом, чем материальные (Дж. Локк (1632 — 1704), Р. Декарт (1596-1650) и др.). Интроспективную психологию следует рассматривать как важный этап в развитии науки. В конце концов, почти все современные психологи считают сознание совокупностью феноменов, часть которых можно изучать с помощью самонаблюдения, т.е. интроспекции (от лат. introspectare — смотрю внутрь).

Ассоциативная психология берет свое начало от древней философии. В рамках этого направления психические явления объяснялись преимущественно посредством понятия ассоциации. Еще Аристотель высказал мнение, что психические явления сочетаются, по сути, сходством и контрастностью. Это направление в психологии существовало довольно долго. Более поздние исследования побудили отказаться от его абсолютизации, особенно в отношении мышления, психологического обоснования обучения и др. Так, было доказано, то что построенное на ассоциативной теории обучения дает репродуктивные знания. Но положение представителей ассоциативной психологии плодотворно используются в современной психологии, например, при объяснении некоторых механизмов памяти в психоанализе.

Некоторые из представителей ассоциативной психологии придерживались теории «элементарности», согласно которой сознание состоит из простых элементов (ощущения, упоминания т.п.), а эти элементы объединяются по законам ассоциаций.

Психоаналитический подход разработал 3. Фрейд (1856-1939) в конце XIX — начале XX века, сперва для лечения психических заболеваний, а затем применил для построения гипотез и теорий по психологии, в частности для объяснения роли бессознательного в жизни человека. Фрейд стремился создать обобщение не только психологического, а и философского характера, построить оригинальную теорию психоаналитической психологии и философии, в анатомии личности Фрейд выделял три взаимодействующие компоненты: «Оно», «Я», «Над-Я», бессознательное «Оно», по 3. Фрейду, унаследовано человеческой организацией, глубинным слоем, «кипящим котлом инстинктов», неугомонных рвений человека. Сознательное «Я» является посредником между «Оно» и внешним миром. «Я» выполняет функцию воздействия этого мира на несознательное «Оно». «Над-Я» — это интернализированная версия общественных норм и стандартов поведения.

По 3. Фрейду, «Я» пытается подчинить себе «Оно», а если это не удается, то «Я» подчиняется «Оно», создавая видимость своего превосходства над ним. «Над-Я» тоже может господствовать над «Я», выступая в роли совести или подсознательного чувства вины. Итак, по 3. Фрейду, «Я» как бы сжатое в тисках многих противоречий. «Я», отмечает Фрейд, находится под угрозой со стороны внешнего мира, со стороны «возмущений» «Оно» и суверенности «Я».

Психоанализ 3. Фрейда со временем претерпел изменений — появился неофрейдизм. Один из его представителей — немецко-американский психолог Э. Фромм (1900-1980) — опроверг биологизм , 3. Фрейд пересмотрел символику бессознательного, смещая акценты с подавления сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социальными причинами. Он ввел понятие «социального характера», трактуя его как связующее звено между психологией индивида и социальной структурой общества.

Объективная психология — психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенционных правилах фиксации психических явлений. К таким проявлениям относят поведение, реакции, рефлексы и т.д. Из этой школы берут начало другие направления в психологии.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии, представители которой отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж. Б. Уотсон (1878 — 1958) выступил против понимания психологии как науки о непосредственных субъективных явлениях. Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение. Понятия образы, мышление, чувства и т.д. Дж. Уотсон заменил понятиями о мышечные и секреторные реакции.

Уотсон предложил схему «стимул — реакция» (S — R), которая означает, что каждой ситуации стимула S соответствует определенное поведение или реакция R. Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Стимулом является каждый физический, химический или механический агент, способен раздражать рецепторы кожи, глаза, уха, носа или языка. Однако такие взгляды оказались ограниченными, и на смену бихевиоризму пришел необихевиоризм.

Необихевиоризм возник в 30-х годах XX века, принял главные положения бихевиоризма, согласно которым предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешней среды (схема S — R). Однако представители необихевиоризма ввели в общей схеме «промежуточную переменную» — связующее звено между «стимулом» и «реакцией» (S — О — R), они считают, что понятие «промежуточная переменная» (О) определяет познавательные и мотивационные компоненты поведения. Сторонники этого направления обосновали «закон эффекта» ( «закон выгоды»), рассматривая поведение личности как совокупность «воздействий» (реакций) за определенные «вознаграждения» (стимулы), которые получает человек. Они считают, что среднее звено (О) не поддается анализу с помощью объективных методов.

Один из представителей необихевиоризма американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904-1990) феномены сознания, самопознание, моральные ценности и мотивы, субъективность человека пытается объяснить мотивацией поведения. Цель человеческой деятельности, утверждает он, лежит вне индивида, в сфере объективных надличностных структур.

Гештальтпсихология (от нем. gestalt — целостная форма, образ) — одно из направлений в психологии 20-30-х годов XX века, созданных М. Вертгеймером (1880-1943), В. Келером (1887-1967), К. Каффкой ( 1886 — 1941) и другими немецкими психологами. Они исходили из преимущества целого над частями, формы над материалом. Начальным и основным элементом психики гештальтисты считают не ощущения, а целостные образы — гештальт. Эти образы возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры, которым свойственны константность и стойкость. Гештальтисты перенесли термин «гештальт» на мышление и культурные образования как целостности, элементы которых связаны в единую структуру.

Психологическая школа, связанная с деятельным подходом, была создана в бывшем Советском Союзе. Эта школа строилась на принципах развития, предметности и историзма. Представители этой школы творчески обрабатывали идеи иностранных ученых, в частности швейцарского психолога, философа и логика Ж. Пиаже (1896-1980) о операционной концепции интеллекта. Немало разработок этой школы имеют определенную научную ценность.

Персонализм (от лат. persona — лицо) — направление в психологии и философии, возникшее в конце XIX в. в России, Украине и США. Представителями персонализма были украинский и русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948), американский философ Б. П. Боун (1847-1910), французский мыслитель Э. Мунье (1905-1950) и др. Они провозглашали личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности «верховной личности» — Бога. По мнению представителей этого направления, исследования развития личности — основа для изучения всех психических явлений.

Гуманистическая психология возникла в начале 50-х годов XX ст. Представители этого направления — американские психологи А. X. Маслоу (1908-1970) и К. Роджерс (1902-1982) и др. сосредотачивали внимание на автономности, самоактуализации, самосовершенствовании, свободе выбора, ответственности, стремлении человека к высшим ценностям и т.п.

В центре внимания гуманистической психологии — проблемы личности, ее развитие. В противовес психоанализа представители гуманистической психологии подчеркивают роль сознания и самосознания в причинной обусловленности человека. Например, К. Роджерс рассматривает эмпатии как основной метод «центрирования на клиентов» психотерапии, в которой психолог вступает в глубокий контакт с пациентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Психологов этого направления интересовали ведущие мотивы в жизни человека, потребности личности в положительной оценке и т.п.

Когнитивная психология (от лат. cognitus — знание, познание) — одно из направлений современной психологии. Исследования представителей когнитивной психологии связанные с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. К принципу когнитивной психологии принадлежит трактовка человека как деятельной, активно воспринимающей информацию личности, которая руководствуется определенными планами, правилами стратегиями. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому. Значительное влияние на развитие понятийного аппарата когнитивной психологии произвела теория информации и исследования в области искусственного интеллекта.

Экзистенциальная психология (от лат. existentia — существование) — направление, основанное на принципах гуманистической психологии и смысле бытия человека, связанного с проблемами стресса и тревоги.

Представители этого направления считают, что основными в психологии должны быть проблемы времени, жизни и смерти человека; ее свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одинокости человека; смысла жизни и поиск этого смысла.

Экзистенциальный психоанализ направлен на рассмотрение человеческого бытия, на осмысление человеческой реальности через будущее, а не прошлого.

Функциональная психология ориентируется на исследование приспосабливающихся функций психики. Она возникла в США в конце XIX в. В последствии дифференцировалась, выделив несколько течений, возглавляемых Т. А. Рибо (1839-1916) во Франции, Н. Н. Ланге (1858 — 1921) в Украине, и др. Все они определяли психологию как науку о функциях сознания.

Аналитическая психология основана швейцарским психологом и психиатром К. Г. Юнгом (1875-1961). Он трактовал процесс психического развития индивида как ассимиляцию сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.

Срок используется в аналитической психологии для оценки субъективного внутреннего видения, которое складывается у субъекта о самом себе, о своих чувствах, помыслы и т.д. Употребляется и понятие «свое глубинное». Оно означает совокупность знаний человека о своем внутреннем мире, который независимый от внешней реальности.

К. Юнг ввел понятие комплекс — совокупность взаимосвязанных, эмоционально заряженных идей. В психоанализе комплекс трактуется как бессознательно психическое образование, которое возникает вследствие вытеснения из сознания идей, связанных с важными для индивида переживаниями. Распространены понятия «комплекс неполноценности», «комплекс предпочтения» и т.д.

Комплекс (от англ. complex и лат. complexus — связь, сочетание) — термин, используемый в психологии для обозначения болезненного осознания собственного несовершенства.

Структурный психоанализ — направление современного психоанализа. Основывается на значении языка для характеристики бессознательного, подсознательного и для терапии психоневрологических заболеваний.

Феноменологический психоанализ охватывает психоаналитические взгляды и концепции, направленные на расширение феноменологических составляющих психоанализа и переосмысливания их на базе феноменологической концепции сознания, то есть концепции, согласно которой духовная сущность сознания не зависит от реального существования человека и его жизненного опыта.

Глубинная психология — направление, в котором решающее значение придается бессознательным компонентам, расположенным в «глубинах» психики человека, спрятанные за поверхностью сознания.

Проективная психология построена на положениях о целостности личности как единого «организма», неотделимость личности от социальной среды; о рассмотрении личности как саморегулирующей системы с целью организации субъективного опыта в соответствии с задачами адаптации и т.п.

Топологическая психология — направление гештальтпсихологии, разработанное немецким и американским психологом К. Левином (1890 — 1947), согласно которым описание поведения человека во внешнем мире можно сделать с помощью математических понятий топологии, одного из разделов математики, которая изучает те свойства фигур, которые не изменяются при любых деформациях.

Концепция психологии народов — одно из направлений в социальной психологии. Возникло в Германии в середине XIX ст. Согласно этой концепции главной движущей силой истории является народ, «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, воспитании, языке, мифах, легендах, обычаях и т.п. Представители этой концепции исходят из того, что индивидуальная психика, сознание личности является продуктом целого, звеном в социально-психологической связи. Психологию народов они считали отдельной наукой. К представителям этой концепции принадлежал, в частности, в Германии В. Вундт (1832-1920), в Украине — А. А. Потебня (1835-1891).

Эпистемология основана швейцарским ученым Ж. Пиаже (1896-1980). Ведущим фактором интеллектуального развития ребенка он считал процессы социализации. Источником интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, являются действия с вещами.

По мнению Ж. Пиаже, психика функционирует и развивается в рамках адаптации индивида к схемам поведения, а также приспособления (акомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешенности субъекта и объекта является образование так называемых операционных структур. Под операцией понимают действие, способное координироваться с операциями в структуре ансамбля. Ж. Пиаже употреблял понятие схема, каким обозначал организованную совокупность движений (смоктание, схватывание, толкание, присущих ребенку от рождения или приобретенных или операций (анализ, классификация, измерение и т.д.), которые развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Концепция отношений личности. Разработана украинским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917) и российским психологом В. М. Мясищевим (1892-1972). Согласно этой концепции психологическим ядром личности является ее сознательно-избирательное отношение к действительности.

Программно-ролевая концепция научного коллектива касается коллективной научной деятельности.

Концепция поэтапного формирования умственных действий разработана российским и украинским психологом Б. Я. Гальперин (1902 — 1988); связана с учением о создании у человека действий, образов и понятий.

Психоаналитическая герменевтика — одна из научных течений, в которой рассматривается мыслительное толкование текстов при психоаналитических исследованиях.

Биопсихизм — теория, согласно которой психика приписывается всему живому, вплоть до растений.

Психология поступка – предложенная украинским психологом В. А. Роменцем (1926-1998). На современном этапе выступает как концепция, в которой автор пытался соединить гуманистические идеи с другими, которые возникли в прошлом.

Логотерапия — направление, связанное с поисками смысла жизни.

Психосоматика — направление в медицине, основано на признании исключительной привилегии роли психических факторов в появлении и развитии болезней и выздоровления пациента.

Неопсихоанализ — направление в психологии, психоанализе и психотерапии.

Неофрейдизм — направление в современной психологии, психоанализе, философии и социологии.

В отечественной психологии преобладает общий взгляд на психику как функцию мозга, как отражение объективной реальности; отмечается самодетерминация психической деятельности, общественная обусловленность сознания человека, единство сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Кроме объяснения природы психического, для отечественной психологии характерным является выяснение его движущих сил, настоящего регулятора психической активности, поиск ответа на вопрос, который выводит на проблему «внутреннего и внешнего».

Не утратили своей актуальности формулы С. Л. Рубинштейна «внешнее через внутреннее» и А. Н. Леонтьева «внутреннее через внешнее», принцип детерминизма Г. С. Костюка и А. М. Ткаченко и мысли Г. С. Костюка о объектах психологических законов, которые определяют становление, возникновение и развитие субъективного. Они направлены на раскрытие механизмов функционирования и развития психики человека.

Источник:
Школы, направления, концепции в психологии
Основные школы, направления и концепции в психологии
http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=shkoly-napravleniya-koncepcii

Школы психологии

В первой половине 20 в. возникло множество школ психологии, каждая из которых пыталась объяснить все психологические явления в терминах единой всеохватывающей системы.

Другой последователь Фрейда, А. Адлер, разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.

Логотерапия. Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах австрийским психологом В. Франклом, придавала особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов — убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

Гуманистическая психология. Идеи этой психологической школы Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К. Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х. Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э. Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы психологии были такие влиятельные психологи, как К. Роджерс, Э. Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип — необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т. е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример — сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Источник:
Школы психологии
В первой половине 20 в. возникло множество школ психологии, каждая из которых пыталась объяснить все психологические явления в терминах единой всеохватывающей системы. Психоанализ, История
http://syntone.ru/psy_dir/shkoly-psihologii/

COMMENTS