Психология творчества

Мир Психологии

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

Психология творчества — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального, строго говоря, вся жизнь есть творчество, т.к. нельзя дважды войти в одну и ту же реку, дважды одинаково выполнить самое простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Упражнение есть повторение без повторения (Н.А. Бернштейн). Каждый миг человеческой жизни не только неповторим, но есть и новое нач. (Т. Элиот). Не слишком облетает и принятие общезначимых, социокультурных критериев новизны и оригинальности продуктов человеческой деятельности. На произведениях нет «говорящих следов» (выражение Н.Н. Волкова) творческого процесса. От «говорения» авторов произведений, при всей их привлекательности, тоже немного пользы. Оно отрывочно, недостоверно или содержит удивление, признание наличия тайны, скрытой от них самих.

Прислушаемся к ученому: «Когда приходят туда, где находится первоначальный исток идеи или решения, оказываются вдруг как бы у границ неизвестного нам мира, из которого вырываются лишь редкие и беспорядочные лучи, тогда как сам он остается скрытым в непроницаемой мгле. Однако эти первые пружины, эти внутренние силы образуют внутреннюю сущность индивида и дают первоначальное движение всему; именно в них находится то, что более всего облагораживает человека — величие души, добродетель и героизм — и из них-то проистекает всякое великое действие и всякая великая мысль» (В.Ф. Гумбольдт). Наличие у творца перечисленных свойств не помогает приоткрыть тайну рождения произведения.

Прислушаемся к поэту: «Качество поэзии определяется быстротой и решимостью, с которой она внедряет свои исполнительские замыслы-приказы в безорудийную, словесную, чисто количественную природу словообразования. Надо перебежать через всю ширину реки, загроможденной подвижными и разноустремленными китайскими джонками, — так создается смысл поэтической речи. Его, как маршрут, нельзя восстановить при помощи опроса лодочников: они не расскажут, как и почему мы перепрыгивали с джонки на джонку» (О. Мандельштам). Не расскажет о маршруте движения живого движения смысла и поэт.

Если взять привычное разделение психических функций, то для перцепции важны чувственная ткань, для движения и действия — биодинамическая, для эмоций и переживаний — аффективная ткань. Перечисленные виды ткани, переплетаясь и взаимодействуя одна с др., претворяются в соответствующие невербальные и вербальные смысловые и значащие формы, которыми оперирует мышление. Близкими Шпету размышлениями делился М. Бахтин: «В себе значимое содержание возможного переживания-мысли не падает в мою голову случайно, как метеор из др. мира, оставаясь там замкнутым и непроницаемым. Оно вплетено в единую ткань моего эмоционально-волевого, действенно-живого мышления-переживания как его существенный момент» (Бахтин М. работы 20-х годов. — Киев, 1994, с.36). Значит, и мысль, и мышление гетерогенны, множественно опосредованы и включают в свой состав переживание, волю, действия, образы.

Происходящее в творческом акте порождение произведения (изведение из себя) напоминает духовный и интеллектуальный тигель, в котором смешиваются, переплавляются внутренние формы слова, образа, действия. В нем «внутренний огонь, пламенея то больше, то меньше, то ярче, то приглушенней, то живее, то медленней, обычно переливается в выражение каждой мысли и каждой рвущейся вовне череды восприятий» (Гумбольдт). Или череды образов. Напр., скульптор «не успокаивается, пока полностью и в совершенстве не отвоюет мысль своего воображения у грубого камня» (Гумбольдт).

Загадка и тайна состоит в том, как переплавляющиеся в тигле гетерогенные формы («сор, из которого растут стихи») в результате дают на выходе «чистые культуры», порождают стиль: стиль слова, живописи, скульптуры, музыки, танца, мышления. Стиль глубоко индивидуальный, «прозрачный» или «темный», который ни с каким др. нельзя спутать.

Механизмы творчества продолжают оставаться вызовом науке. М. Хайдеггер пессимистически, но справедливо заметил, что мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем, что значит мыслить? А мысль — неотъемлемая часть и главное условие творчества. И не просто мысль, а мысль о смысле ( см . Мысль). Специалистам, упорно настаивающим на том, что им удалось раскрыть механизмы творчества и претендующим на формирование творческой деятельности можно порекомендовать сформировать (для начала у самих себя) отмеченные Гумбольдтом свойства воображения, необходимые для творчества: живую силу, полную свободу, строгую и совершенную закономерность во всем. К этому нужно добавить и дух: «Я чувствую, что дух мой вполне развился: я могу творить», — писал А.С. Пушкин Н.Н. Раевскому. Об этом же говорит и замечание Б.Л. Пастернака: «Талантов много — духа нет» См . Креативность, Мышление продуктивное, Психология искусства, Творческий процесс, Эвристика. (В.П. Зинченко)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств, — область исследований психологических творческой деятельности людей в науке (-> психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (-> психология искусства), в изобретательстве и рационализаторстве. Стремится понять опыт художника и его формирования у индивида. Методологическая основа — принцип историзма. Особый раздел образует изучение творческой деятельности детей.

К специфической проблематике психологии творчества относится:

  1. изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, активности надситуативной;
  2. изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества, — способностей, таланта, гениальности и пр.;
  3. изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив (-> фацилитация социальная);
  4. изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, — дискуссии групповой, атаки мозговой, некоих психофармакологических средств, и пр.

Важнейшие положения теории и психологии творчества таковы:

  1. понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества;
  2. всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека;
  3. мысль не передается, а только возбуждается через слово;
  4. жизнь каждого поэтического сюжета, образа и прочего состоит в пользовании им.

Психологический словарь. И. Кондаков

  • Словообразование — происходит от греч. psyche — душа logos — учение.
  • Категория — раздел психологии.
  • Специфика — изучает процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Источник:
Мир Психологии
раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве
http://persev.ru/psihologiya-tvorchestva

Психология творчества

Психология творчества — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего: в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека. [1]

Психология творчества — раздел психологии, разрабатываемый общей психологией, психологией личности и дифференциальной психологией. Эта область знания изучает психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу способностей. [2]

Психология творчества направлена на выявление факторов, делающих личность творчески активной. [3]

Психология творчества — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального. [1]

Психология творчества представлена в различных направлениях психологии: культурно-историческом подходе, теории деятельности, психоанализе, гештальттеории, экзистенциализме, гуманистических течениях, когнитивной психологии. Психология творчества имеет большое значение и для других наук: философии, социологии, политологии, экономики, менеджмента, рекламы, маркетинга, информатики, педагогики, искусствоведения. [2]

В теоретическом плане творчество представляет собой комплексный объект изучения, входящий в предмет многих наук. Для психологии понятие творчества является одной из центральных тем. Это связано с тем фактом, что в его актах в различном виде проявляются фактически все психические процессы: когнитивные, аффективные, волевые. Практическая значимость темы возрастает по той причине, что на настоящем этапе развития в связи с преобразованием характера труда, роль творчества в жизни человечества постоянно повышается. [4]

Для античных философов творчество выступало в двух формах: как божественное — акт рождения космоса и как человеческое — искусство, ремесло. Аристотель отрицал божественный акт творения, утверждая, что творчество есть создание нового и уникального. Платон говорил, что способность творить подчинена созерцанию. [5]

Психология творчества появилась на рубеже 19—20 столетий, не являясь ещё отдельной сферой знания, она рассматривала определённую сторону творчества. Источниками данных были биографии, автобиографии, литературные произведения. Ученые обобщали полученный материал и выделяли виды способностей к творчеству, качества творческой личности, фазы творческого процесса, описывали природу творчества. Развитие экспериментальной психологии повлияло на способы исследования психологии творчества. Стали использоваться активные методы получения исходных данных. Психологи использовали такие методы как анкетирование, интервьюирование, проводили экспериментальные исследования. Таким образом, творчество изучалось с разных сторон. Психология творчества превратилась в конгломерат знаний, она включала в себя психологические, философские, эстетические, технические и другие идеи. [6]

Основания творчества в соответствии с направлениями глубинной психологии Править

Психология творчества психоанализа, изначального направления глубинной психологии, созданного З. Фрейдом, рассматривает два основных аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. Согласно Фрейду мотивы творчества связаны с эросом (влечение к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество — это результат сублимации сексуальной энергии в социально приемлемых формах деятельности, в том числе созидательной, творческой. По З. Фрейду бессознательное — «самая творческая часть психики». [7]

К. Юнг основатель аналитической психологии, выделял в человеке два начала — личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. [8] . Он утверждал, что зародышами будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий полны архетипы коллективного бессознательного. Они являются источниками творческого вдохновения.

По Э. Нойманну творческой функцией обладает бессознательное, которое создает свои формы спонтанно, примерно так же, как это делает природа, которая — от атома и кристалла до органической жизни и планетных систем — спонтанно создает формы, способные производить впечатление на человека своей красотой.

Архетипы коллективного бессознательного являются изначально бесформенными структурами, приобретающими видимые очертания в искусстве. [9]

По утверждению Э. Нойманна у огромного количества писателей и художников доминирующее положение занимает архетип матери, превалирование которого является символом определяющего значения архетипического мира, как целого, влияние, которого может доставать до биопсихического уровня. При этом определяющим фактором доминирования архетипа матери являются отношения с матерью, в котором находится эго ребёнка, а не взрослого человека. [10]

Основатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой может управлять собственной жизнью. Его компенсационная теория творчества рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. [7]

Дж. Келли рассматривал творчество как альтернативу банальному. Он разработал теорию творчества и творческой личности, описав впервые альтернативное гипотетическое мышление. По мнению Дж. Келли, жизнь — это творческий исследовательский процесс. [7] Согласно его позиции личность — это уникальная система конструктов, которую она использует для интерпретации жизненного опыта, созидания собственной модели мира. [11]

А. Маслоу рассматривал творчество как универсальную функцию человека, которая помогает ему в самовыражении. По его мнению, способность к творчеству является врожденной и не требует специальных талантов. К. Роджерс рассматривал творчество как универсальное явление, он считал, что сама жизнь и восприятие мира есть творческий акт. [7] Он определял творчество как создание нового продукта с помощью действий. [13]

Автором теории является Г. С. Альтшуллер. Он полагал, что способность к творчеству не талант, а природа человека. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности. Творческие способности есть у каждого человека, для того, чтобы они открылись необходимы условия для их реализации. Главное — создать мотивацию на творчество и овладеть технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. [7]

Согласно определению Я. А. Пономарёва творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. «Творчество — необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм». [14]

Работы Я. А. Пономарева имеют не только общепсихологическое значение, но и общенаучное. Изучение научного наследия Я. А. Пономарева позволяют выделить основные «краеугольные камни» его теории:

  • открытие факта неоднородности результата действия человека: выделение в нём прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов деятельности, выявление психологического механизма интуиции;
  • учение о психологическом механизме творчества (и поведения) и его центральном звене — внутреннем плане действий (ВПД), или, что то же самое — способность действовать в уме (СПУ);
  • открытие сначала принципа, а затем универсального общепсихологического закона ЭУС («этапы-уровни-ступени») — закона преобразования этапов развития системы в структурные уровни её организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий;
  • теория этапов (типов) развития психологического (научного) знания. [15]

Феномен неоднородности результата действия Править

Я. А. Пономарев проводит различие между логическим и интуитивным опытом. На основе проведенных экспериментов учёный сделал следующие выводы:

  • есть определённый пласт человеческого опыта, который недоступен для произвольного запроса со стороны субъекта, однако он реально существует, в чём можно убедиться, если найти к нему адекватный ключ;
  • ключ к интуитивному опыту находится на уровне действия, то есть человек может проявить свою интуицию, попытавшись проделать какое-либо действие. Тогда интуитивный опыт может проявиться, ведя за собой субъекта, направляя его руку;
  • формирование логического и интуитивного опыта происходит в действии. То, что относится к цели действия, образует сознательный, логический опыт. Интуитивный же опыт формируется помимо сознательной цели действия. [17]

На протяжении многих лет Я. А. Пономарев занимался исследованием умственного развития детей. В основу разработанной им теории умственного развития была положена идея, согласно которой сущность мышления заключается в создании умственных моделей и действия с ними. Успешность выполнения таких действий, по мнению Я. А. Пономарева, зависит от уровня развития внутреннего плана действий. Позднее использовался термин «способность действовать в уме». По мнению ученого, эта способность является центральным звеном психологического механизма творчества и поведения человека в целом. [15]

«Внутренний план действий, или способность действовать в уме, — несомненно, ключевое условие развития специфических для человека умственных способностей..» [6]

Согласно Я. А. Понамареву, в истории психологии творчества исследуется классическая проблема фаз творческого процесса, их классификации и интерпретации. После работы над книгой «Психология творческого мышления», Я. А. Пономарев «снова встретился с проблемой ступеней (фаз, стадий) творческого процесса». [6]

В своих работах учёный исследовал и анализировал труды Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса. Классификации, предлагаемые разными авторами, отличаются друг от друга, но в своем общем виде они имеют примерно следующее содержание:

  • первый этап (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи;
  • второй этап (бессознательная работа) — созревание — бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи;
  • третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение — в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде;
  • четвёртый этап (сознательная работа) — развитие идеи, её окончательное оформление и проверка. [18]

Первая классификация стадий творческого процесса характерна для наиболее раннего периода психологии творчества. В более позднем периоде характеристики чувственных оттенков, упоминания о бессознательной работе встречаются реже. Классификация приобретает следующий вид:

  • осознание проблемы (возникновение проблемы, понимание наличных фактов, постановка вопроса);
  • разрешение проблемы (выработка гипотезы, развитие решения, вскрытие принципа, выработка суждения, фиксирующего решение);
  • проверка решения. [6]

По мнению Я. А. Пономарева, первый тип классификации более психологичен. В свою очередь, второй тип классификации появился как следствие отказа от поисков механизмов бессознательной работы, а также отказа признания её как факта.

Я. А. Пономарев выделял три типа знаний о психологии творчества, которые возникли, исходя из его положений об этапах развития гносеологического механизма психологического познания:

  • первый тип знаний: созерцательно-объяснительный (синкретический);
  • второй тип знаний: эмпирический (многоаспектный);
  • третий тип знаний: действенно-преобразующий (системный). [6]

Созерцательно-объяснительный тип знаний характеризуется тем, что при продуцировании знаний данного типа исследователь не вмешивается намеренно в ход изучаемых событий, он фиксирует и описывает их. В психологии творчества созерцательные знания вырастают из практики, житейского опыта, литературных произведений и т. п., они систематизируют все то, что доступно каждому члену общества. Эмпирический тип знаний отличается от первого типа знаний, прежде всего, опытным подходом, который отвечает той или иной практической потребности. На этом уровне происходит анализ различных сторон изучаемых явлений, выделяются множество критериев, по которым строится анализ. Действенно-преобразующий тип знаний необходим для упорядочивания и систематизации эмпирической многоаспектности. В основе данного типа знания лежит принцип взаимодействия, который опирается на структурно-уровневую теорию. [6]

«Проверенная мною корректность экстраполяции положений об этапах развития психологического механизма индивидуального познания на область общественного познания, а также успешно построенное на этой основе представление о гносеологическом механизме психологии творчества окончательно убедили меня в особой значимости моего открытия (выявление подобия форм ступеней решения творческой задачи формам этапов онтогенеза способности действовать в уме)». [6]

На основе принципиальной схемы общего закона ЭУС и представлений о трех типах знаний о психологии творчества, Я. А. Пономарев занимался изучением и разработкой проблем истории психологии творчества.

Творчество, как пишет Я. А. Пономарев, — чрезвычайно многообразное понятие. [7] В своих исследованиях природы творчества Я. А. Пономарев выделяет три подхода, отмечая, что каждый из них в ходе своего развития сталкивается с рядом трудностей. При первом подходе творчество рассматривается как деятельность человека, созидающего новые ценности, имеющие общественную значимость. При втором подходе творчество связывается с деятельностью человека, направленной на самовыражение, самоактуализацию личности. Согласно третьему подходу творчество рассматривается как процесс решения задач. Анализ содержания основ психологии творчества (природы психического и природы творчества) приводит к следующим положениям. [6]

«Творчество предстает как единство взаимодействия и развития — как развивающее взаимодействие; накладываясь в этом понимании на принципиальную схему закона ЭУС, оно обнаруживает себя как генеральный механизм движения. Данное понимание творчества имеет предельный логический объём — оно распространяется на все формы движения». [6]

Исходя из концепции Я. А. Пономарева, потенциальным предметом психологии творчества может быть система взаимодействия субъекта с субъектом (объектом). [6]

Источник:
Психология творчества
Психология творчества — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего: в науке, технике, искусстве, а также в обыденной
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Психология творчества

Психология творчества включает в себя психологические исследования в области научных открытий, изобретений, создания произведений искусства, открытие творческого потенциала человека. Понятие «творчество» подразумевает деятельность определенной личности и созданные ею ценности, которые впоследствии становятся факторами культуры. Проблемное поле психологии творчества включает в себя роль воображения, интуиции, мышления и других факторов, стимулирующих творческую активность человека.

Мышление — это один из видов познания мира, творчество же возможно не только в познании, сколько в создании. Возможности человеческого мозга малоизучены и только по отдельным моментам в творческой деятельности человека мы можем представить, на что он способен. Поэтому возникает вопрос, какими должны быть условия окружающей среды, чтобы человек свои творческие способности мог реализовать в достижения. Может быть, великие творцы это обычные люди, просто они используют резервы своего мозга по полной программе.

Мышление является творческим процессом, в котором совершение мыслительных действий приводят к открытию инноваций. Важнейшим понятием в психологии мышления может быть понятие проблемной ситуации. Это заключается в том, что в личном опыте субъекта недостаточно информации для разрешения данной ситуации и это сопровождается определенными психологическими реакциями – досадой, тревогой, удивлением и т.д. Это активизирует поисковую активность человека и направляет его на поиск видов решения проблемной ситуации, поиск чего-то неизвестного, что может успешно повлиять на новые открытия в творчестве. Такого же рода активность может появиться при выдвижении предположений, гипотез. Без этого не обходится повседневное мышление человека. Например, если нужно пронести громоздкий предмет через узкий проем, можно выдвинуть не одну гипотезу.

В книге Е.В. Ильина « Психология творчества, креативности и одаренности» можно подробнее ознакомиться со всеми составляющими творческого искусства. В частности, там описаны следующие виды творческой деятельности в психологии:

Искусство и творчество наполняют жизнь человека смыслом, и являются неотъемлемыми элементами жизни человека. Благодаря ему появляются новые возможности развития и культурные течения. В процессе творчества автор вкладывает собственные возможности и выражает в нем аспекты своей личности. Это придает произведениям творчества дополнительную ценность.

Источник:
Психология творчества
Психология творчества включает в себя психологические исследования в области научных открытий, изобретений, создания произведений искусства, открытие творческого потенциала человека. Понятие
http://womanadvice.ru/psihologiya-tvorchestva

Характеристика психологии творчества

Наука, изучающая творчество и творческую деятельность – эвристика.

Пик изучения проблемы творчества наступает в первой трети 20 века. В это время появляются работы: Рибон (1901г) и Пуанкаре (1910), в России — Нечаев, Овсянников-Куликовский, Маркелов, Бехтерев и т.д.

Середина 20 в. – научно-техническая революция дает новый толчок к изучения психологами проблемы творчества . 1950г -появляется большое количество теорий исследований творчества (особенно в америке).

В этот же период ученые приходят к выводу, что для творчества необходима та или иная степень одаренности, следовательно психология творчества неразрывно связана с психологией способностей и психологией одаренности.

Роджерс «творчество – есть способность обнаруживать решения проблем или новые способы выражения, приводящие в жизнь нечто новое.»

Яковлева понимает творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности.

Словарь Ожигова определяет творчество как создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

Спиркина «творчество – духовная деятельность, результатов которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее не изученных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовой культуры».

Т.е. большинство исследователей видят изученность творческого процесса в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций.

Т.о., исходя из всего перечисленного, я считаю, что творчество – способность находить новые решения проблемы, подчеркивая его индивидуальность.

Основной критерий отличающий творчество от производства это уникальность его результата.

Теория творчества в гештальт психологии

Твор-во с точки зрения Богоявленской

Теория равития творч. Лич-ти (Альтшуллера)

2.Психология творчества как научное направление. Понятие «творчество», «творческая деятельность».

В развитии психологии творчества можно наметить 3 пути:

1. описание и эмпирический анализ существующей практики;

2. абстрактный анализ различных уровней организации творческой деятельности, детерминирующих фактов, который открывает возможность для создания фундаментальной модели творческой деятельности;

3. реализация через педагогический эксперимент фундаментальных моделей творчества и постановка новых проблем.

До настоящего времени исследование творческой деятельности ограничивалось лишь первым путем, задача сегодняшнего дня – овладение вторым и третим.

Предметом психологии творчества как науки является психический структурный уровень организации творческой деятельности или психологический механизм развития творческой деятельности человека.

Творчество – деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Методы психологии творчества можно разделить на 2 категории:

Методы получения исходных данных;

Методы регистрации и предварительной обработки данных.

Методы получения исходных данных можно разделить на 2 группы

— методы традиционной психологии творчества – предполагают фиксацию непосредственного творческого опыта. К ним относятся самонаблюдение за ходом собственного творчества; изучение биографических данных творцов; анкетирование; интервью; экспериментальные методы традиционной психологии, которые используются для изучения процесса творчества; метод тестов – изучение творческих способностей и личностных качеств творца.

Данная группа методов позволяет описывать явления, доступные непосредственному опыту, оценивать конечный результат, итог, но не дает знаний, например, о сущности творческого процесса а также тех, которые не имеют непосредственного отражения.

— нетрадиционные методы – проникновение в область непосредственно неотображаемых явлений. К ним относится моделирование творческой деятельности.

На сегодня разработка и пополнение батареи методов исследования творчества – один их актуальных вопросов. Однако сложность заключается прежде всего в отсутствии достаточно строгих критериев для определения различия между творческой деятельностью и нетворческой.

Сложность структуры творчества наталкивает исследователей на мысль о необходимости множественности критериев. Но в связи с тем, что изучение общей природы творчества выходит за рамки психологических знаний, необходим комплексный подход к изучения творчества. Например, в непризнанных изобретениях акт творчества с психологической точки налицо, а вот с социальной точки зрения его нет. Следовательно, кроме психологических аспектов при анализе творчества необходимо учитывать достижения таких наук, как философия, история, социология, политология, культурология, физиология, биология и т.д. Т.е. нужно признать, что существуют различные уровни организации творческой деятельности. Психическая сфера означает лишь возможность творчества в социально значимой сфере. Превращение такой возможности в действительность зависит от ряда специфических условий социальных отношений.

В качестве критериев оценки творческой деятельности можно принять:

— широта влияния деятельности творца на различные сферы жизнедеятельности человека;

— степень новизны идей, подхода, решения;

— оригинальность и т.д.

Однако эти критерии остаются не убедительными, особенно если речь идет о художественном творчестве.

Вместе с тем, на сегодняшний день учеными проделана огромная работа по изучению творчества, накоплены богатейшие знания, изучение которых целесообразно начинать с исторического экскурса развития психологии творчества как науки.

Творческая деятельность – форма деятельности человека или коллектива, создание качественно нового. Это может быть новая цель, результат, способы достижения цели. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы. Предпосылками творческой деятельности являются: гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др.

Источник:
Характеристика психологии творчества
Наука, изучающая творчество и творческую деятельность – эвристика. Пик изучения проблемы творчества наступает в первой трети 20 века. В это время появляются работы: Рибон (1901г) и Пуанкаре
http://studfiles.net/preview/6019010/

COMMENTS