Психология семьи

Ваш психолог

Семья ячейка, малая социальная группа общества, форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

По данным переписи населения 88,4 процента всего населения живут в семьях.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура, динамика.

Функции семьи сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов.

Воспитательная в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (пище, жилище и т.п.) содействует сохранению здоровья. В ходе выполнения семьей этих функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная удовлетворение потребностей в симпатии, любви, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите. Функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, сохранение психического здоровья.

Функция духовного, культурного удовлетворения удовлетворение потребностей в организованном, совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении,

Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может в полной мере обслуживать себя, самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. С ухудшением экономического состояния государства эта функция приобретает определяющее значению по отношению к таким членам семьи.

Сексуально-эротическая удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Обеспечивает биологическое воспроизведение потомства.

Современная семья в большей степени чем советская выполняет

функцию приумножения и передачи собственности по наследству.

На разных этапах жизнедеятельности семьи актуализированы те или иные функции. В случае нарушения функций нарушается жизнедеятельность и семья переход в категорию конфликтных.

2. СТРУКТУРА СЕМЬИ

Структура семьи это число, состав и совокупность взаимоотношений между ее членами.

§ Сколько поколений проживает вместе

§ Имеются ли родственники 1 рода вовне (бабушки и дедушки совместно проживающие)

Анализ структуры отвечает на такие вопросы каким образом в семье реализуются те или иные функции кто осуществляет руководство, кто выполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности.

Варианты: руководство в руках одного члена семьи, равное участие. Обязанности в руках одного члена или распределены обязанности.

Семья чаще всего ориентировано на равноправное распределение

обязанностей, а так же равное участие ее членов в решении всех семейных проблем.

Нарушение структуры семьи это такие особенности которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Так, например если на одного члена семьи ложатся все хозяйственно-бытовые обязанности это может выступить в качестве нарушении структуры взаимоотношений, поскольку препятствует выполнению удовлетворения других потребностей из-за утраты физических сил и неравномерного распределения времени.

3. ДИНАМИКА СЕМЬИ

Э. К. Васильева выделяет 5 жизненных стадий семейного цикла:

1. Зарождение семьи с момента заключения брака до появления первого ребенка.

2. Рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с момента на

чала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка до момента , когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.

4. Дети живут с родителями или хотя бы один ребенок не имеет семьи.

5. Супруги живут одни или с детьми имеющими собственные семьи.

2 и 3 стадии несколько искусственны, поскольку не вносят качественного изменения в жизнедеятельность семьи.

4. Образ жизни семьи

5. Семейная идеология или образ мысли семьи Это понятие шире

«ценностных ориентаций». Что в семье позволительно, что нет.

НОРМАЛЬНО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ СЕМЬИ, НОРМАЛЬНОЕ СУПРУЖЕСТВО

Нормально функционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, в следствии чего выполняется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций. А. Н. Обозова считает что стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Стабильности семьи способствует умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

Семьи, согласно теории семейной системной психотерапии, выполняют свои функции с помощью определенных механизмов, структуры семейных ролей, семейных подсистем и границ между ними. Структура семейных ролей предписывает членам семьи что, как когда и в какой последовательности они должны делать вступая во взаимоотношения друг с другом. Повторяющиеся взаимодействия устанавливают определенные стандарты, а стандарты устанавливают с кем и когда вступать во взаимодействие. В нормальных семьях структура семейных ролей целостная, динамичная и носит альтернативный характер. Если потребности семьи в рамках сложившейся структуры не могут быть удовлетворены, то предпринимаются усилия для поиска альтернативных вариантов выполнения ролей.

В нормально функционирующих семьях отмечается тенденция повышения аффекта в межличностных отношениях (большая эмоциональность), большая спонтанность, члены семьи охотно делятся информацией, не формируют роли «козлов отпущения». Нормально функционирующая семья – та функции которой соответствуют нормам самой семьи и нормам общества.

Известный специалист Вирджиния Сатир так характеризует здоровую (зрелую) семью: Для атмосферы зрелых семей характерна естественность, честность, любовь.

Внешнее проявление: из движения свободны, выражение лица умиротворенное, они смотрят друг на друга а не сквозь, и не на пол. Они искренни в отношениях друг с другом. Дети выглядят непосредственными и дружелюбными, и все члены семьи относятся к друг другу с уважением, как к полноценным личностям. Каждый член семьи знает, что он может быть услышанным. Если в семье сейчас не до того, он знает, что это изза нехватке времени, а не в недостатке любви. Члены семьи чувствуют себя в ней настолько свободно, что не стесняются говорить о своих чувствах. Как поступают в проблемной и зрелой семье , если ребенок разбил чашку?

Зр.: «Джонни , ты разбил чашку. Ты не порезался? Сам все уберешь, возьми веник и тряпку, вытри лужу и вынеси осколки! Я дам тебе стакан». Позже родители как он держит чашку, научат рациональному пользованию ею.

В проблемной: получасовая лекция, шлепки, слезы, уединение в комнате. В зрелой семье родители лидеры, вдохновители, но лидеры авторитеты.

В зрелой семье знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, это означает только, что между ним и родителями возникло непонимание, что самооценка ребенка угрожающе снизилась. Такие родителя знают, что если у тебя высокая самооценка, только тогда ты сможешь успешно научиться чему-нибудь. На поведение детей реагируют так, что бы можно было не унизить их достоинство

МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

В результате исследования мотивов вступления в брак дисфункциональных семей удалось выявить следующие: бегство от родителей, мотив долженствования (из чувства долга), одиночество, следование традиции (инициатива родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.

Мотив бегства от родителей пассивный протест против власти родителей.

Долженствование беременность партнерши или чувство вины, которое сопровождало половую близость.

Одиночество встречается у людей переехавших на новое место жительства, у возрастных, одиночество часто является следствие экзистенциональной пустоты.

Наиболее часто в работе с дисфункциональными семьями встречались следующие проблемы:

1. Ошибочный выбор партнера. Самыми частыми были ожидания, что муж и жена будут напоминать отца или мать.

2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги вместо того, чтобы чтото самостоятельно решать, обращались за помощью к родителям.

3. Утрата иллюзий (синдром утопий Ледерер, Джексон). Супруги считали, что женились по любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и доминировании оказывались важнее реальных сексуальных отношений(проблема пациентов с истерическими расстройствами)

4. Переживание растерянности Почему мы живем вместе ? Потому что хотим этого или потому что обязаны.

5. Супружеская измена и угроза развода один из наиболее частых

поводов обращения к психотерапевту.

6. Гражданский брак или попытка избежать ответственности юридической, финансовой и т.д. Под влиянием различных общественных организаций, в том числе феминистских, стали популярны идеи, что семья устарела, что на смену ей должен прийти гражданский брак или пробный. «Не обязательно покупать корову, чтоб пить молоко». Отказ от семьи как формы регуляции отношений создает тревожную ситуацию. Не случайно Джей Хейли говорит, что наличие свекров и тестей отличают человека от животных: для многих важным в семейной жизни является связь поколений, соблюдения семейных традиций.

7. Среди представителей сексуальных меньшинств наоборот преобладают требования узаконить их браки и разрешить им усыновление детей.

СТАДИИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1. Выбор партнера

2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга сквозь розовые очки. Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. Многие свойства супруга, которые в начале как бы не замечались воспринимаются гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие кто и каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многие повторяемые правила становятся автоматическими. В результате некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся неэффективными.

4. Стабильность/изменяемость. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциональной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности / неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы решение вопроса о том, был ли брак подлинным и желанным и гармоничным или случайным.

Возрастные этапы вступления в ту или иную фазу могут быть разными. Это зависит и от традиций, религии, культуры.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и психологическим особенностям друг друга. В это период завершается ( если была добрачная связь) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация. Значительные усилия на данном этапе прилагаются для обзаведения совместным имуществом , жильем. Складываются отношения с родственниками. Этот период так же важен для осознания и демонстрации взаимной любви, так как после рождения детей времени у супругов на демонстрацию любви станет меньше. На этом этапе после первого года жизни приходится первый пик разводов. Причина: неподготовленность к супружеской жизни, бытовые условия, вмешательство родственников.

Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность время наибольшей хозяйственно-бытовой активности. В отличии от советской семьи, когда все можно было просчитать и предвидеть, зная долю ответственности которую брало на себя государство: низкую но регулярную зарплату, пенсию, дома отдыха, пионерские лагеря бесплатное здравоохранение и образование , у современной семьи данный этап происходит более психологически травматично, в ситуации отсутствия уверенности в завтрашнем дне. В АиФе рассказывалось о парадоксальной ситуации, когда «новые русские», обучающие своих детей в западных европейских университетах хотят платить за весь срок обучения, что совершенно непонятно европейцам. В то время как наши соотечественники, обладающие сегодня солидным капиталом, хотят быть уверены что дети образование не получат вне зависимости от их места жизни или состояния. Основная задача семьи

на данном этапе воспитательная функция. Типичное семейное состояние женщины по хозяйству ( если это не деловые дамы) , мужчины в поисках заработка. Этап длительный, для него характерны различные семейные нарушение, также в этот период снижается удовлетворение семейной жизнью и одновременно учитывая общий быт, детей состояние сознание несвободы.

К основным источникам нарушения жизнедеятельности семьи относятся:

§ перенапряжение из сил ( дети, карьера, необходимость крупных материальных вложений). Необходимость перестройки духовных и

эмоциональных отношений. В этот период уходит острота любви, ситуация привыкания. Именно в этот период наблюдается наибольшее количество измен супружеских, сексуальной дисгармонии.

Завершающие этап жизнедеятельности семьи. Семья прекращает воспитательную функцию. Постепенное ослабление физических сил неизбежно увеличивает восстановительную функцию семьи, отдых приобретает все более важно значение. Актуализируются проблемы здоровья. Появляются новые роли бабушек и дедушек. Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей актуализируют проблемы в признании, любви и уважении, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особо видную роль.

НАРУШЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с проблемами и жизненными трудностями: болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социал. кризисы и т.п.)

Психологи выделяют две категории трудностей с которыми сталкивается семьи:

§ нормативные стрессоры: трудности встречающиеся в обычных

условиях кризисные этапы семьи, связанные через различные этапы прохождения жизненного цикла, а также возникающих когда что-то нарушает обычную жизнь семьи (иллюзии, длительные разлуки смерть, развод) и связанные с социальными факторами (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия). Все эти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям: нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; а с другой умножение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение, возрастание сопротивление трудностям.

Как уже отмечалось выше, нормативные стрессоры переживают все семьи. На первом этапе жизни сложности взаимного приспособления, конфликты возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками, при решении жилищной проблемы;

на втором этапе задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого хозяйства. Сочетание трудностей приводит к семейным кризисам.

По мнению чешских ученых (Plzack 1973, Kratochvil 1985) описали

два критических периода жизни семьи.

Первый из них наблюдается между 3 и 7 годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4 и 6 года ми.

Второй кризис назревает между 17 и 25 годами.

В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности, Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, и как результат увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения. во втором случае нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущения пустоты жизни.

Выявление кризисных периодов жизни семьи может иметь немаловажное значение в преодолении кризисных проявлений.

Трудности, обуславливаемые неблагоприятными вариантами жизненного цикла (развод, смерть, внебрачный ребенок, длительная разлука). Признаки нарушения: функциональная пустота, т.е. ситуации когда одна из ролей необходимых для успешного существования семьи, никем не выполняется, а также трудности адаптации к самому факту.

Источник:
Ваш психолог
Психология семьи
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/146-psixologiya-semejnyx-otnoshenij/1267-psixo

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья обеспечивает воспроизводство общества. Кроме того, брак является принятой обществом формой удовлетворения сексуальных потребностей людей. Взрослые члены семьи, выполняя в обществе Профессиональные функции, своим трудом создают экономические основы существования семьи, обеспечивают его материальные и культурные потребности. Семья выполняет обслуживающую и попечительский функции в отношении своих членов, обеспечивая им предоставление различных услуг, а также заботясь о тех, кто нуждается в помощи (дети, старые или больные и инвалиды). Таким образом в семье удовлетворяются альтруистические потребности.

Семья воспитывает для общества новых граждан, передавая им язык, основные формы поведения, национальные традиции и обычаи, моральные и духовные ценности. Семья выполняет соціалізуючу функцию. Социализации испытывают не только дети, которые благодаря ей уростають в общество, а именно супругов, поскольку адаптация к брачных, родительских и других семейных ролей — это также соціалізуючий процесс. Одновременно он удовлетворяет родительские потребности в воспитании детей и обогащает новым социальным опытом личности брачных партнеров.

Семья способствует сохранению психического здоровья общества благодаря выполнению психогигиенической функции, которая заключается в обеспечении чувства стабильности, безопасности, эмоционального равновесия, а также условий для развития личности своих членов. Стабильная, хорошо функционирующая семья позволяет каждому лицу, которая ее составляет, удовлетворять такие потребности, как любовь, эмоциональная близость, аффиляция, понимание и уважение, признание и тому подобное. В такой семье индивид имеет условия для самореализации, самоутверждения, обогащения и развития своей личности Итак, семья существенно влияет на своих членов, удовлетворяя их потребности — биологические, эмоциональные, психосоциальные и экономические.

Изменения, происходящие в жизни семьи, тесно связаны с изменениями и преобразованиями в обществе, частью которого она является. Разные социальные сдвиги, индус гріалізація, урбанизация, профессиональная работа женщин, изменения в материальной и духовной культуре, обусловленные научно-техническим прогрессом, улучшением средств коммуникации и тому подобное, влияют на семью. В частности, они вызывают изменения ролей и позиций в пределах семьи, ценностных ориентаций, норм и способов поведения, уклада семейной жизни вообще

Каждая семья создает собственную мікрокультуру на основе общесемейных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения. Брачная пара, развивая собственный стиль жизни, опирается при этом на устоявшиеся в конкретном обществе нормы, а также те, заимствованные из родительских семей и обогащенные опытом своей самостоятельной жизни.

Семья как малая социальная группа испытывает определенные динамических преобразований, связанных главным образом с течением жизни индивидов. В развитии каждой семьи можно выделить несколько фаз: начальная фаза супружеской жизни — до рождения первого ребенка; три родительские фазы, охватывающие периоды роста и воспитания детей; фаза, когда дети стали социально зрелыми и отделяются от родителей; пенсионное супругов. Переход из одной фазы в другую характеризуется изменением структуры семьи, ее функций, перестройкой внутрисемейных отношений и взаимодействия в соответствии с новыми задачами, которые возникают в различные периоды семейной жизни.

В начале каждой фазы может создаваться специфическая кризисная ситуация, связанная с приспособлением членов полыни до новых семейных задач и функций, изменением ролей и позиций. Изменения в количественном и возрастном составе семьи вызывают преобразование всех ее функций — экономической, защитной, психологической, социализирующей и др. Это требует пересмотра предыдущего образа жизни семьи. Успешное функционирование семьи в новых условиях обогащает лиц, которые ее составляют, новым опытом и свидетельствует об их адаптивные возможности.

Психологический анализ семьи как малой социальной группы, условий и механизмов ее функционирования предполагает изучение ценностных ориентаций супругов, которые являются одним из конституюючих семью факторов, регулирует взаимоотношения супругов, определяющее их отношение друг к другу, к детям, других людей, окружающего мира вообще. Расхождения в индивидуальных системах ценностных ориентаций супругов является главным препятствием для семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи.

Система ценностных ориентаций семьи не является постоянной в течение всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают в себя ценностные ориентации каждого из супругов. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц семьи может быть уже или шире от общесемейных. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супругов, тем больше у них возможностей для взаимопонимания, то есть для единства.

Расхождения в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, в частности таких, как конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семь и, конфликт как средство снятия напряжения, конфликт как защита собственного "Я". В основе каждого из них лежит противоречие между сложившимися до брака ценностными представлениями каждого из супругов о ролевые функции мужа и жены в семье и способы их реализации. Конфликт может возникнуть и в результате столкновения привычных для каждого из супругов путей и способов удовлетворения социокультурных, интеллектуальных, эстетических других потребностей, стремление отстоять свою индивидуальность, попытки согласовать представление о себе с мнением партнера.

Конфликтная ситуация в сфере ценностных ориентаций, что препятствует созданию взаимоприемлемой системы семейных ценностей более широкого объема, чем индивидуальные, делает невозможным интеграцию семьи, а следовательно и выполнения ею своих обязанностей, создает опасность для ее существования. Вызывая напряжение в семейных отношениях, конфликты ценностных ориентаций дезинтегрують семью.

Большинство существующих типологий семей разработана на основе выявленных особенностей спілкувати? и межличностных отношений в семье, обусловливающие определенное взаимодействие членов семейной группы и присущие только ей способы влияния супругов друг на друга и на детей. На этой основе семьи условно разделяют на несколько полярных типов.

По характеру психологической и ценностно-ориентационной единства различаются гармоничные и дисгармоничные семьи. Первые, Кроме того, делятся на естественно и искусственно гармоничные. Естественно гармоничные семьи характеризуются совпадением целей, мотивов, эмоциональных и познавательных установок членов семейной группы, благодаря чему обеспечивается их психологическая совместимость. В искусственно гармоничных семьях согласие является результатом сознательных усилий членов семьи. В таких семьях заметно стремление приспособиться друг к другу, порой ценой ограничения собственных потребностей, привести их в соответствие к потребностям и запросам других членов семейной группы.

Дисгармоничным семьям присуща расхождения в системах ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и целей членов семейной группы. Адаптация их друг к другу ситуативная, перманентная, а то и декларативная. Ролевые обязанности в таких семьях нередко выполняются из принуждения, что создает психологическое напряжение в семейном общении. Эмоциональная дистанция между мужчиной и женщиной и другими членами семьи создает благоприятную почву для возникновения психологической несовместимости, а следовательно, и межличностных конфликтов.

Общение в альтруистичных семьях основывается на сознательном признании каждым членом семьи ответственности за благосостояние других. Поведение членов семьи зачастую идет вразрез с собственными нуждами и запросами — по принципу "жить для других". Каждый в такой семье является ценностью сам по себе, а не потому, что дает какую-то пользу, то есть создает для семьи материальное благополучие и обеспечивает ей высокий социальный статус и др. Даже члены семьи, которые нарушают принятые в ней нормы поведения, не становятся изгоями, наоборот, им всячески помогают найти правильный путь.

По количеству и характеру коммуникативных связей различаются открытые и закрытые семьи. В открытых личностная направленность не ограничивается лишь кругом семейных интересов и целей. Члены семьи включены в различные социальные связи Спецификой открытой семь и стремление к новым контактам. Благодаря этому повышается их социально-защитный потенциал. Они имеют возможность компенсировать неудачу в одной общественной сфере переключением своих интересов в другую.

Закрытые семьи является коммуникативно самодостаточными. Количество внесемейных социальных контактов у них слишком ограничена, и, как правило, они не стремятся к их расширению. Главное — это твоя семья и родственные связи, а все остальное-фон, на котором проходит жизнь. Собственная семья занимает первое место в иерархии семейных ценностей.

в Зависимости от адаптивных ресурсов семьи, и способности приспосабливаться к изменчивости условий жизни выделяют гибкие и инертные (консервативные) семьи. Гибкий тип семьи характеризуется способностью быстро переориентироваться, если этого требуют новые условия жизни. Инертные семьи, наоборот, ригидные и консервативные относительно переоценки и изменения уже устоявшихся стандартов поведения.

По характеру распределения власти выделяют семье єдиновладні (авторитарные) и демократические. В первых власть сосредоточена в руках кого-то одного — мужа, жены и др. В связи с этим важнейшие решения принимаются только с одобрения этого члена семьи. Социологи по этому показателю разделяют современные семьи на неопатріархальні и неоматріархальні.

Для демократических семей характерна либо равноправие всех членов семьи в принятии решений, или функциональное распределение власти: в одних сферах жизни главную роль играет мужчина, в других — женщина, в третьих — кто-то из родителей супругов или старшие дети.

Выделение авторитарных и демократических типов семей имеет существенное значение для оценки ресурсов семейного воспитания, но в условиях, когда известны другие характеристики общения и межличностных отношений. Так, в интегрированных, гармоничных, эмоционально объединенных, с альтруистическими установками семьях вопрос распределения власти вообще не возникает. Семейная иерархия, которая сложилась, воспринимается членами семьи как естественная и оптимальная, независимо от того, авторитарная она или демократическая. В дезінтегрованих семьях единовластие может служить источником постоянного психологического напряжения в семейных отношениях.

Классификация семей по приведенным шестью полярными признаками несколько условная. Характеризуя семью как тот или иной тин, принимают во внимание преимущество какого-либо одного признака взаимоотношений в семейной группе и абстрагируются от всех других. Следовательно, чистые семейные типы — это научная абстракция, которая нужна для понимания сути явления. В жизни обычно встречаются смешанные типы, в которых взаимоотношения характеризуются сочетанием различных признаков в определенном соотношении. Поэтому для диагностики семейных отношений с мстою оказания семье психологической помощи целесообразно определять тип семьи по доминирующим признаком, например так: "скорее интегрирована, чем разобщена, и т. п.

1. Витек Карел, Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. Москва, 1988

2. Волкова А. II., Трапезникова Т. М. Методические проблемы диагностики супружеских отношений // Вопр психологи 19К5. № 5.

3. Тозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений Москва, 1987

4 Джеймс М. Брак и любовь / Пер с англ Москва. 1985,

5. Ковалев С. В. Психология современное семьи. Москва, 1988.

6. Левкович В. П., Зуськова А. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопр психологии 1987 №4.

7 Психологическая культура семейных отношений: Методические материалы Москва. 1988. 8. Рыбаченко В. Ф. Грани совместимости. Киев, 1987.

9 Столин В. В. Психологические проблемы основы семейной терапии // Вопр. психологии. 1982. № 4.

10. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. Москва. 1987.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. Г. Семейная психотерапия Ленинград. 1989.

Источник:
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья обеспечивает
http://studbooks.net/37299/psihologiya/psihologiya_semi

Храм святителя Василия Великого

Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что снижается число браков, увеличивается число разводов, низкий уровень рождаемости, увеличивается детская смертность, патология новорождённых. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной плоскости в экономическую, психологическую плоскость.

2. Семья с рождения ребенка является для него идеалом общества, так как это первое место принадлежности человека.

3. Не все семьи счастливы:

а) проблема алкоголизма (в западной Германии 37 процентов взрослых – алкоголики из них 10 процентов подростки, остальные в основном женщины);

б) проблема суицида, так для мужчин чаще всего негативный конец брака — суицид, для женщин – депрессия. Каждый третий ребенок одинок в своей семье;

в) рост детской преступности, наркомании (за 1999 год во Пскове увеличилось количество потребителей наркотиков на 20 процентов (героин) и снизился возраст употребляющих до 14 лет, был 18 лет);

г) высокий процент разводов: с 1965 по 1991 годы количество разводов удвоилось. Прогноз не утешающий. Как следствие неполные семьи, несчастные дети, неудовлетворенные взрослые.

4. Усиливается изучение этой области знаний в других науках (сексология, физиология…), в связи с потребностью общества в знаниях о интимных отношениях.

5. Использование новых методов в исследовании семьи. Чаще в наше время это естественный эксперимент.

6. В современное время увеличилась возможность изучения семейной жизни в разных странах, межкультуральный аспект расширяется.

Домашний очаг должен быть

Не местоприбыванием, а местом,

Куда мы всегда возвращаемся.

1. КРЫША – в культуре это кров, покров. В духовно – психологическом смысле это образ надежности, душевной простоты и крепости;

2.ФУНДАМЕНТ – хорошо если он основан на камне, а не на песке, т.к. если пойдет дождь или подует ветер, то он упадет.

3. СТЕНЫ – образ ограды, крепости, образ автономии и ограничений. Стены несут на себе родовую память, соотнесенность с той или иной духовной реальностью. Важно, что весит на стенах в доме, что на стенах, то и в душе хозяев.

4. ОКНА и ДВЕРИ – возможность сообщения с миром. Культурологические ассоциации: «Окно в мир», «Ломиться в открытую дверь», «Двери моего дома всегда открыты для ..».

5.ПОРОГ – внутренний предел, черта, которую надо переступить, войти в новое пространство или выхода, ухода. (Не здороваются через порог, так как он разделяет две сферы пространства).

6.СТУПЕНИ – вхождение «наверх» это может быть высота как духовная так и карьерная. Не надо перепрыгивать через ступени. Лестница это еще и образ терпения, выражают ощущение протяженности времени жизни.

7. РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМНАТ — и то кто и как в них живет, расскажут нам много о семье: о сложившейся иерархии, психологии отношений и многое другое.

8. УГОЛ (или углы) в доме имеют свою символику (символическую нагрузку). Угол – некий предел, стык двух пространственных и силовых линий. Это символ тупика, конца, некий предел, упертость. (Ребенка наказывая ставят в угол, «загнан в угол»).

Э.Г.Эйдемиллер дает следующее определение семьи: «Семья – открытая, живая, развивающая система, функционирующая благодаря взаимосвязанному действию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона отклонений от гомеостаза».

1. Специфические функции семьи: рождение, содержание и воспитание детей;

2. Неспецифические: накопление и передача собственности, статуса, отдых и досуг, забота о здоровье и хорошем самочувствии членов семьи.

2.Хозяйственно-бытовая функция — участие членов семьи в производстве средств к жизни; распределение семейных обязанностей; проблема лидерства в семье и управление.

3.Воспитательная функция – развитие личности ребенка, влияние семьи как коллектива на ребенка и влияние ребенка (детей) на родителей.

4.Коммуникативная функция – семья выступает посредником в контактах со средствами массовой информации, между членами семьи и природой, организация внутрисемейного общения.

5.Эмоциональная функция – организация отдыха, досуга; эмоциональная защита.

А. Бездетные семьи, если 10 лет жизни без детей (16 процентов в России); не могут иметь детей (14 процентов). Из бездетных семей, каждая 3-я такая распадается по желанию мужа.

Б. Однодетные семьи. Здесь возможны следующие проблемы: 1. Социокультурного плана – ребенок будет более эгоцентричным, недостаточно будет развита культура общения; 2. Генетическая проблема, если ребенок «особый» или неполноценный.

В. Малодетная семья – не более 2 детей. Такая семья сочетает достоинства однодетных семей и избегает их недостатки.

Г. Многодетные семьи – 3 и более детей, считается самой крепкой семьей, в них мало разводов.

А. Неполная семья (без 1 супруга) по причинам: развод, мать одиночка, смерть одного из супругов, усыновление или удочерение ребенка одним взрослым.

50 процентов всех правонарушений совершают подростки из неполных семей.

Б. Авторитарные — один глава семьи, который принимает важные решения (мужчина в каждой 6 семье, женщина в каждой 8).

А. Семья отдушина (чуткость, откровение, доверие и т.д.).

Б. Детоцентрическая – дети ось, вокруг которой все вращается в семье (80 процентов).

В. Дискуссионные семьи (целенаправленные, устремленные, любят заниматься какам-либо делом: путешествовать, общаться, ходить в кино и т.д.)

Б. Социально гетерогенные (30 пр.) Разный уровень образования является причиной отсутствия общих интересов, ревность.

Б. Устойчивые семьи — без конфликтов, живущие долго.

В. Социально неблагополучные семьи (алкоголизм, трудные дети).

Г. Проблемные семьи, не умеющие сотрудничать, решать общие проблемы.

Д. Конфликтные семьи — психологическая несовместимость супругов. Дети в таких семьях вырастают невротиками. или с нарушением эмоциональной сферы.

Е. Педагогически слабые семьи, которые не в состоянии дать детям первичный запас знаний. Главное в такой семье одеть и накормить ребенка. Дети педагогически запущенные.

Ж. Нестабильные семьи — после 3 лет совместной жизни разводятся из-за неудовлетворенности в отношениях и стремлении перевоспитать друг друга. У детей из таких семей будет плохое поведение.

З. Дезорганизованные семьи — уровень отношений ниже уровня общественных отношений, объединяет лишь общая крыша.

Б. Дистантные семьи, которые в частых разлуках из – за профессии одного из супругов (моряк, геолог, стюардесса и т.д.). Позитив – постоянная острота чувств. Отрицательное — могут быть измены; дети видят пример отсутствия одного из родителей – складывается патерн семьи такого типа.

семью «моногамную» (один муж и жена) и «полигамную». Последняя

имеет два варианта: «полиандрия» — (многомужество) и «полигония» (многожёнство).

Гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том числе регистрируемые в некоторых странах. Групповой брак.

Б. Современные семьи отношения сочетаются нормами любви, эмоциональной близостью, взаимоуважение распространяется на всех членов семьи.

1.Зарождение семьи от заключения брака до рождения первого ребенка.

2.Рождение и воспитание детей. Этап заканчивается с началом трудовой деятельности детей.

3.Окончание выполнения семьей воспитательной функции, дети самостоятельные.

4.Дети взрослые живут с родителями и хотя бы один ребенок не имеет собственной семьи.

5.Супруги живут одни или с детьми, которые имеют собственных детей.

— первые дни после брака;

— 2-3 месяца спустя после начала супружеской жизни;

— полгода совместной жизни;

— после рождения первого ребенка;

— интервал 3-5 лет;

— после 12 лет совместной жизни;

— 20-25 лет совместной жизни.

2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, сентиментален. Чувствует себя обманутым, если партнер отказывается играть в эти игры.

3. Родительский партнер: заботится о другом с удовольствием, воспитывает другого (партнер должен занимать позицию ребенка).

4. Детский партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но с помощью слабости и беспомощности приобретает власть над другим.

5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности, ответствен и трезв в оценках. Может ошибаться в отношении переживаний своего партнера.

6. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает обычные тяготы семейной жизни как неизбежные.

7. Независимый партнер: сохраняет дистанцию по отношению к партнеру. Избегает интимность и хочет, чтобы партнер относился с уважением к его требованиям.

Примеры мифов: мать – больной человек; я хочу только добра;

мужчины – дети; а что скажут люди.

Осознание правил позволяет пересмотреть их, переоценить и начать свободную жизнь.

1. Андреева Т.В. Семейная психология. — СПб.,2004

2. Белозуб Г.И. Брак от рассвета до заката. — СПБ., 2002

3. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии.– М.,1995

4. Системная семейная психотерапия. Под ред. Э.Г.Эйдемиллера.- СПб., 2002

5. Соловьев Брак и семья сегодня. — Вильнюс, 1977

6. Харчев Брак и семья в СССР. — М.,1979

7. Целуйко В.М. Психология современной семьи.- М.,2004

©2007—2018 Храм св. Василия Великого (на Горке) город Псков. Контакты

Источник:
Храм святителя Василия Великого
Психология семьи
http://hramnagorke.ru/articles/13/71

COMMENTS