Психология общения лекции

Конспект лекций по учебной дисциплине «Психология и педагогика» подготовлен преподавателями кафедры социологии, психологии и права Томского политехнического университета

Конспект лекций по учебной дисциплине «Психология и педагогика» подготовлен преподавателями кафедры социологии, психологии и права Томского политехнического университета.

Основной целью изучения материала является овладение знаниевой компонентой ключевых компетенций сферы общения.

ориентировка в ситуации, целях общения и личности партнера;

организация взаимодействия, сознательный и бессознательный выбор средств общения;

установление и поддержание обратной связи с партнером, корректировка направления, стиля и приемов общения;

Владение всеми фазами общения позволяет сделать его эффективным и составляет основу социального интеллекта и коммуникативной компетентности. К. Ясперс определил коммуникацию как прорыв навстречу друг другу. Только лишь ориентируясь на собственную выгоду нельзя добиться эффективного взаимодействия.

^ 5.2. Структура общения

^ 5.3. Социальная перцепция

познание партнера по общению;

организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я» (Я-концепция). Осознание себя через другого человека имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

эффект ореола – общее благоприятное впечатление приводит к положительным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого работника и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию отрицательных оценок;

эффект новизны и первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает ранее предъявленная информация. Например, если сказать, что работник является нарушителем трудовой дисциплины, а затем, что он передовик производства, то будет преобладать первое (эффект первичности). При восприятии знакомого человека действует эффект новизны — последняя, т.е. более новая информация оказывается наиболее значимой;

эффект стереотипизации – часто возникает относительно групповой принадлежности человека, например, профессиональной (бухгалтер, педагог, военный и т.д.).

«проекция», в процессе которой оцениваемому приписываются чувства и мысли оценивающего;

«эхо» – перенесение успеха работника в какой-либо области на другую сферу деятельности, успеха в которой он не достигает;

«атрибуция» – подсознательное приписывание работнику способностей и черт, которые руководитель подметил у другого человека, напоминающего ему этого сотрудника;

«вера в первый взгляд», в то, что первое впечатление самое верное. Вместе с тем исследования показывают, что первое впечатление бывает ошибочным, поскольку опирается на подсознательные ожидания руководителя, а не на моментальное проникновение в характер человека, с которым он беседует.

Для иллюстрации вышеназванных эффектов представляют интерес результаты исследований австралийского психолога Пауля Р.Уилсона, который доказал, что такой показатель внешнего облика человека как рост в глазах посторонних не всегда равен фактическому. Уилсон представил пяти различным группам студентов одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новый статус, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен как студент, то его рост достигал 171 см, но стоило назвать его ассистентом кафедры, как рост его поднялся до 178 см. При звании старшего преподавателя рост достиг 180 см, и, наконец, рост «профессора» равнялся 184 см. Эти и другие эффекты восприятия можно использовать, например, представляя кого-либо другим, заранее планируя последовательность и содержание воздействия.

Материал для самоконтроля

1. Выберите себе партнера и побеседуйте с ним, расположившись:

Проанализируйте, что Вы чувствовали на разных этапах беседы?

2. Выберите правильный ответ. Успех общения во многом зависит от учета психоло­гических особенностей студентов. Однако боль­шинство преподавателей фиксируют только:

3. Студенты не хотят сдавать экзамен данному преподавате­лю, а хотят сдавать другому педагогу. Опишите варианты психологических причин. Определите правильный ответ в каждом варианте.

4. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если

5. Выберите правильный вариант. Овладевая общением:

Источник:
Конспект лекций по учебной дисциплине «Психология и педагогика» подготовлен преподавателями кафедры социологии, психологии и права Томского политехнического университета
Конспект лекций по учебной дисциплине «Психология и педагогика» подготовлен преподавателями кафедры социологии, психологии и права Томского политехнического университета. Основной целью
http://fs.nashaucheba.ru/docs/180/index-240309.html?page=6

Лекции — Психология общения — файл Тема 1

Лекции — Психология общения — файл Тема 1.1. Общение.doc

Общение и его функции.

Общение и общительность.

Общение и деятельность.

Для человека не существует

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулиро­вания основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происхо­дит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной дея­тельности, особенно связанной с людьми и передачей информа­ции, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

^ В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние людьми друг друга.

Данное определение выделяет основное содержание обще­ния, рассмотренное Г.М. Андреевой (схема 1), а именно: переда­чу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).

Схема 1. Составные элементы категории общения

^ Можно выделить пять основных его функций

реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности

проявляется в процессе формирования и развития человека

реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя

организация и поддер­жание межличностных отношений

осуществляется на разных уровнях — от интимно-личностных до деловых

реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога

^ Функция подтверждения в процессе общения дает возмож­ность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем суще­ствовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различ­ных знаков внимания. Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих пси­хических заболеваний, прежде всего шизофрении.

^ Организация и поддержание межличностных отношений для любого человека связано с оцениванием людей и установле­нием определенных эмоциональных отношений — либо позитив­ных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к дру­гому человеку может быть выражено в терминах «симпатии — ан­типатии», что накладывает свой отпечаток не только на личност­ное, но и на деловое общение.

^ Внутриличностная функция рассматривается как универ­сальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности чело­века состоит в том, что оно является средством организации со­вместной деятельности людей и способом удовлетворения по­требности человека в другом человеке, живом их контакте.

Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления.

Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляет общение между людьми.

Использование языка с целью общения людей называют речью.

В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды: (схема 3).

По контакту с собеседником общение может быть непосред­ственным и опосредованным.

Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и об­щаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид обще­ния является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

^ Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в си­туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опо­средованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым.

^ Мас­совое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение на­блюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опо­средованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуни­кации.

По критерию равноправия партнеров в межличностном об­щении (схема 4) выделяют два типа: диалогическое и монологи­ческое.

Типы межличностного общения

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стрем­ление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные от­ношения. Оно может быть императивным и манипулятивным.

^ Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опреде­ленным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалиро­вана.

^ Манипулятивное общение — форма межличностного об­щения, при которой воздействие на партнера по общению осуще­ствляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личност­ную.

В ролевом общении люди действуют, исходя из занимае­мого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче­никами, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение рег­ламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.

^ Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуаль­ных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Вербальное общение происходит посредством речи,

невербальное — с помощью па-ралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще­ния определяются общей культурой взаимодействующих объек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (схема 5).

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика­ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Та­кое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Вопрос 3. Общение и общительность

^ Потребности в стимуляции удовлетворяются, когда обще­ние инициирует активность человека, его стремление к действи­ям, поднимает эмоциональный тонус.

Потребность в событиях приносит удовлетворение от полу­чения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.

^ Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, ко­гда человек встречает знакомых людей. При узнавании происхо­дит социальное подтверждение личности со стороны других лю­дей, тем самым поддерживается его самоидентификация.

^ Потребности в достижениях и признании связаны с пози­тивным переживанием чувства собственного достоинства чело­века, с уважением и самоуважением.

^ Потребности в структурировании времени удовлетворя­ются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедея­тельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Полноценность общения определяется количеством потребно­стей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отноше­ния участников взаимодействия друг к другу. При этом позитив­ными факторами являются принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.

^ Характеристики личности, способствующие успешности общения

К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдатель­ность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.

^ Для каждого периода возрастного развития человека харак­ терен ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин), в зависимо­сти от которого складывается и определенный тип общения.

В младенчестве общение — ведущий вид деятельности. Взрос­лый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, по­средством речи помогает сориентироваться в окружающем мире.

В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком проис­ходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладе­ние предметами, формируется речь ребенка.

В дошкольный пери­од детства сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками.

Младший школьник преимущественно занят учебной деятельно­стью, соответственно и общение включено в данный процесс.

Для подростка большую роль играет интимно-личностное обще­ние, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности.

Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер об­щения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения ме­жду людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способст­вующим достижению высоких уровней общения. К ним относятся:

умение понять позицию другого в общении, проявить ин­терес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

умение интерпретировать и «читать» его внутреннее со­стояние по нюансам поведения, владение средствами невербаль­ного общения (мимика, жесты);

умение встать на точку зрения ученика;

умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

владение средствами, усиливающими воздействие (рито­рическими приемами);

преимущественное использование организующих воздей­ствий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплини­рующими;

преобладание демократического стиля руководства;

умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педа­гогической ситуации.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Чтобы разобраться в том, что такое общение, надо подробнее рассмот­реть все его стороны, особенности, проблемы и т.д. Этому и бу­дут посвящены следующие главы.

^ Практическая работа № 1

Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.

Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо меро­приятии?

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конфе­ренцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избе­жать?

Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что лю­дям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вер­нуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?

Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотре­нию конфликтных ситуаций?

У вас есть собственные критерии оценки произведений литерату­ры, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не при­емлете, это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точ­ки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?

Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов.

Задание 2. Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответст­вующие вашему стилю ведения беседы.

А. Начало разговора зависит от:

собеседника, если он первый с вами заговорил;

ситуации, если она требует от вас активности;

цели, если она предусматривает совместное действие.

Б. Начало разговора зависит от:

вашего желания общаться с этим человеком;

вашего настроения вне зависимости от ситуации;

вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.

искренне интересуетесь мнением собеседника;

задаете вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами

внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника.

Б. Для поддержания разговора вы:

рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей;

делитесь своими проблемами;

рассказываете о своих увлечениях, интересах.

отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику;

ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника;

будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже

Б. Завершая разговор, вы:

являетесь инициатором его прекращения;

прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована;

можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к со­беседнику.

Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А, то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попро­буйте найти новые способы ведения беседы.

Задание 3. Напишите 7-10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 10-балльной системе.

^ Упражнения для групповой работы

^ Упражнение 2. Завоевать внимание

^ Упражнение 3. Центр общения

Что необходимо учитывать при принятии группового решения?

Какие приемы можно использовать для того, чтобы стать центром общения?

1. Напишите программу саморазвития на опреде­ленный период времени (чему хочу научиться, чего хочу достичь?).

Записывайте философские изречения, цитаты, вы­сказывания, которые помогают в понимании себя и других людей.

Источник:
Лекции — Психология общения — файл Тема 1
Название: Лекции — Психология общения; Файл: Тема 1.1. Общение.doc; Дата: 23.12.2008 13:30; Размер: 189kb.
http://gendocs.ru/v6908/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Лекция 1 Введение в психологию общения

Ольга Юрьевная Гроголева

1. Куницина В. Н. «Межличностное общение» (на ящик)

2. Чернова, Слотина «Психология общения»

3. Леонтьев «Психология общения»

Причины повышения внимания к психологии общения:

1) Развитие современных средств связи;

2) В процессе общения происходит формирование и развитие различных психических и личностных свойств человека (т.е. психика и личность формируется в ходе общения; без общения развитие полноценной психики ребенка невозможно);

3) Рыночная система отношений в современном обществе (мы все некоторое время назад разделились на два класса – продавцов и покупателей);

«Быть одному можно, оставаться одному нельзя»

Быть одному можно и полезно иногда; однако одиночество – это самая большое несчастье (особенно для подростка).

«Человек лучшая книга»

Притча общения с Богом.

Ад – это работа рядом друг с другом, но против друг друга.

Рай – напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения друг с другом.

Ад и Рай – устроены одинаково; разница внутри нас.

Психология общения – это раздел социальной психологии, предметом которого является специфика процессов общения.

Психология общения изучает:

1) Закономерности общения и взаимодействия людей;

2) Роль общения в системе межличностных отношений;

— общая характеристика (понятия, функции, разновидности общения, роль общения в развитии личности);

— личность в процессе общения (личностные характеристики, особенности, например, манипуляция)

Прикладное значение психологии общения (значение в практической деятельности психолога):

1) Психологическое консультирование (особенно важна информация про активное слушание)

2) Психологическая коррекция;

3) Конфликтология (околопсихологическое направление), здесь обсуждаются конфликты межличностного общения;

4) Психотерапия семейных отношений (групповая форма работы);

5) Основы социально-психологического тренинга;

1.Общение как метапсизхологическая категория психологии.

3.Развитие общения в онтогенезе

4.Структурный анализ процесса общения

Общение как метапсизхологическая категория психологии

Категория – это наиболее общие, фундаментальные понятия, определения, охватывающие существенные свойства и отношения изучаемых явлений.

— это предельные понятия, не выводимые з других и несводимые к другим.

Базисные категории: образ, мотив, действие, отношение, индивид

Метапсхологические категории: сознание, личность, деятельность, общение.

Взаимосвязь категорий «общение» и «деятельность»

Существуют 3 альтернативные точки зрения на природу общения в психологии:

1. Общение и деятельность – как две разные категории (Буева Л. П., Б. Ф. Ломов)

Б. Ф. Ломов: деятельность – это субъект-объектная активность, т.е. субъект оказывает влияние на объект. Общение – это субъект-субъектное взаимодействие, где один субъект оказывает влияние на другое (т.е. два живых существа)

2. Общение – это вид деятельности (Ананьев Б. Г., Леонтьев А. А., Бодалев). Общение по своей структуре совпадает со структурой деятельности: средства (в деятельности — инструменты; в общении – вербальные/невербальные реакции), продукт (в деятельности — материальный результата; в общении – коррекция мнения о себе, чувства, эмоции), мотивация.

3. Общение – сторона совместной деятельности (Андреева Г. М.), т.о. общение м.б. самостоятельной формой активности (женщина после декретного общества хочет общаться) и сопровождать другие виды деятельности. Это наиболее верная точка зрения.

Общение (А. В. Петровский) – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Общение включает в себя:

ü Восприятие и понимание людьми друг друга;

ü Обмен информацией (познавательного и эмоционального характера);

ü Выработку единой стратегии взаимодействия;

Специфика общения (т.е. отличие от коммуникаций):

1) Общение – это двунаправленный процесс, в отличие от коммуникации, который обязательно предполагает обратную связь);

2) Общение предполагает обмен не только познавательной, но и эмоциональной информацией, которая передается прежде всего с помощью невербальных средств.

3) Общение предполагает активность каждого участника. Общающиеся по очереди действуют и воспринимают действия друг друга.

4) Каждый участник общения выступает как личность и субъект, которые всегда находятся в определенном состоянии.

Функции и виды общения

Классификация Ломова Б. Ф. Функции:

1. Информационно-коммуникативная – общение обеспечивает процесс приема и передачи информации.

2. Регуляционно-коммуникативная – связана со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности.

3. Аффективно-коммуникативная – удовлетворение потребностей в изменении своего эмоционального состояния.

Классификация Брудного А. Функции:

1. Инструментальная – необходима для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

2. Синдикативная – организация и поддержка межличностных отношений в малых и больших группах;

3. Трансляционная – необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности;

4. Самовыражение – ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания.

Помимо перечисленных функций можно выделить другие (Е. И. Рогов и др.):

1. Эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и состояний;

2. Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения и личностно-смысловых образований партнера; Самый эффективны способ влияния – подражание; мягкое влияние – просьба, убеждение;

3. Функция подтверждения – в процессе общения человек получает возможность утвердиться в своем существовании. Повседневный опыт изобилует процедурами подтверждения — ритуалы знакомства, приветствие, оказание знаков влияния. Они удовлетворяют базовую потребность человека в признании.

4. Формирующая – проявляется в роли общения в процессе развития в психике человека и его становления как личности (социализация);

5. Внутриличностная – реализуется во внутреннем диалоге личности с самой собой, благодаря которому личность принимает определенные решения и совершает поступки;

6. Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;

1) Материальное – обмен предметами (например, подарки);

2) Когнитивное – обмен знаниями;

3) Мотивационное – обмен побуждениями;

4) Кондиционное – обмен психическими и физиологическими состояниями;

5) Деятельностное – обмен способами действий (иными словами, научить кого-то что-то делать);

1) Биологическое – общение, направленное на поддержание и сохранение организма (имеются ввиду животные, дети);

2) Социальное общение – направлено на укрепление межличностных контактов и личностный рост индивида;

1) Непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов, данных от природы J обязательным условием является непосредственное восприятие партнера по общению;

2) Опосредованное – общение связанное с использование технических средств (письмо, телефон) и орудий (вещи, которые несут информацию о желаниях человека)

4. По наличию посредников:

1) Прямое – непосредственное взаимодействие двух людей;

2) Косвенное общение – общение через посредников (информация передается через третье лицо);

5. По ситуации общения:

1) Личностное (иначе – межличностное) – общение, направленное на решение проблем внутреннего психологического характера. Доминируют эмоциональные оценки, т.е. симпатии/антипатии.

2) Деловое – общение, которое включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности; Основная цель – это получение результата, поэтому эмоциональные оценки здесь бесполезны.

3) Инструментальное – сопровождает другие виды деятельности (игра, учеба, труд).

4) Целевое – общение ради удовлетворения потребности в общении. Общение – сама цель.

6. По степени равноправия партнеров по общению:

1) Императивное – общение, при котором оказывается авторитарное воздействие на личность другого человека; Считается императивное общение субъект-объектным, т.е. другой человек воспринимается исключительно как объект.

2) Манипулятивное – это скрытое от партнера достижение собственной цели, путем использования другого человека. Отличие от императивного общения – партнер не догадывается о цели.

3) Диалогическое общение – субъект-субъектное равноправное взаимодействие партнеров по общению; доверительное общение, когда люди не закрываются, проявляют искренность, естественность, доброжелательность → может состояться диалог.

Роль и развитие общения в ходе онтогенезе

Факторы, доказывающие важнейшую роль общения в развитии психики:

1) «Дети-маугли», которые воспитываются в сообществах животных. Если их находят в 10-14 лет → ребенок уже не сможет адаптироваться к жизни в человеческом обществе; у них можно развить навыки (держать ложку).

2) Госпитализм («потолочные-дети»)

Рене Спиц в 1945 г. «дети в приюте становятся грустными и от грусти умирают»; у них наблюдается задержка речи, физического развития, психические особенности – депрессии, замкнутость, бессонница, апатичность и т.д. Явление госпитализма – синдром патологии детского психического и личностного развития. Возникает в результате отделения младенца от матери и его ранней госпитализации.

3) Роль общения мамы с ребенком в раннем младенческом возрасте (эксперимент Г. Харлоу)

Проблемой развития общения занималась Лисина Майя Ивановна: «Проблемы онтогенеза общения»

Ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на втором месяце жизни.

Это проявляется в возникновении «комплекса оживления». Если присутствие позволяет определить наличие у ребенка потребности в общении.

Комплекс оживления– эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, его действия, включающая следующие компоненты:

1) Общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

2) Использование крика, плача для привлечения к себе, т.е. возникновение инициативы общения;

3) Обильные вокализации во время общения с матерью;

4) Реакция улыбки;

Существует ряд факторов, благоприятствующих развитию общения:

· Органические нужды ребенка

· Потребность во впечатлениях. Эта потребность является врожденной. Внешние впечатления необходимы для нормального развития нервно-мозговых структур. Взрослый – это самый богатый источник разнообразных впечатлений

· Опережающая инициатива взрослого. Взрослый авансом относится к ребенку как к личности (считается, что ребенок становится личностью в 3 года). Т.н. «зона ближайшего развития»

· Условия воспитания ребенка – семья или детское учреждение

Источник:
Лекция 1 Введение в психологию общения
Ольга Юрьевная Гроголева 1. Куницина В. Н. «Межличностное общение» (на ящик) 2. Чернова, Слотина «Психология общения» 3. Леонтьев «Психология общения» Причины повышения внимания к
http://studopedia.su/7_25414_lektsiya—vvedenie-v-psihologiyu-obshcheniya.html

Лекция Психология общения

Общение – сложный, многогранный процесс, выступающий одновременно как процесс информационный, взаимодействие и отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния друг на друга и процесс сопереживания и взаимопонимания.

Общение — намеренное взаимовоздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера, в ходе общения возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопереживании, взаимовлиянии, взаимопонимании и т.д.

Общение – форма жизнедеятельности, выступает средством передачи форм культуры и опыта.

Потребность в совместной деятельности ведет к необходимости в общении. Оно может обособляться и как самостоятельная деятельность, в ходе которой человек эмоционально заинтересован. Т.е. общение как ценность.

Основные функции общения: 1) информационно-коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга); 2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффективно-коммуникативные (определяют эмоциональную сферу человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение всегда – это процесс взаимовлияния. Это влияние м.б. большее или меньшее, скрытое или явное, положительное (дружеское, доброжелательное) или отрицательное (конфликтное, враждебное). Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личностных качеств человека.

1) по положение коммуникантов в пространстве и времени – контактное и дистантное общение;

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» — непосредственное (контакт)и опосредованное (косвенное);

3) по форме языка – устное и письменное;

4) с точки зрения позиции я-говорящего и ты-слушающего – диалогическое и монологическое;

5) с точки зрения количества участников – межличностное, групповое, массовое;

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное и официальное;

7) по использованию или неиспользованию средств языка – вербальное (речевое, словесное), невербальное (бессловесное с использованием мимики, жестов, позы).

Коммуникативная – обмен информацией между участниками общения в совместной деятельности с помощью вербальных и невербальных средств;

Интерактивная – взаимодействие общающихся, обмен поступками, действиями4

Перцептивная – восприятие общающимися друг друга.

1) внутриличностное – общение человека с самим собой, когда он развивает идеи, планы, готовится к общению с кем-то;

2) межличностное – общение между 2 и более людьми;

3) общественное – общение с большой аудиторией.

Важнейшая цель и итог общения – удовлетворение своих биологических, социальных и духовных потребностей.

А) Эмоциональное переживание в общении составляет основу дружбы и любви. Положительная эмоциональная связь в общении возникает, когда установки и ожидания людей реализуются в процессе общения.

Б) Формирование картины мира – при сопоставлении представлений окружающих со своими. Человек осознает, каков окружающий его мир и каков он сам в мире. Образ собственного Я.

В) Изменение человека в процессе общения: а) естественное (как результат общения); б) направленное (в процессе формирования личности: учитель-ученик).

Г) Совместная работа – узловой момент общения. Она зависит от лидера (руководителя группы), социальных, политических, государственных установок. В результате могут сформироваться конструктивные и иные формы отношений.

— дружеская кооперация – партнеры доверяют друг другу, готовы оказать помощь при разрешении задач группы;

— антагонистическое соперничество – основано на отсутствии доверия, уважения друг к другу, каждый стремится доказать свое превосходство;

дружеское соревнование – партнеры положительно относятся друг к другу, хотя и проявляют здоровое соперничество.

Общение вербальное основано на диалоге – беседе 2-х людей и полилоге (нескольких людей). Диалог – в форме вопросов и ответов, происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог.

Невербальное общение обеспечивают:

1) разговорная дистанция – расстояние между собеседниками и их расположение по отношению друг к другу. Эта дистанция зависит от культуры и субкультуры, статуса, пола, возраста, образования, от психологического склада личности (интроверты предпочитают большую дистанцию, чем экстраверты), темы разговора и самочувствия.

Дистанция а) интимного общения – в среднем 50 см.;

б) дружеского – 50 см. – 1,2 м.;

в) официального – 1,2 – 3,7 м.;

2) положение по вертикали, которое отражает социальный статус (начальник занимает возвышенное положение); проксемика – близость – совокупность пространственно-временных характеристик, входящих в коммуникацию. Место, занимаемое партнером за столом, определяется характером общения. Если оно «соперничающее», то люди садятся напротив, если кооперативное – то на одной стороне стола. «Угловая позиция» используется людьми, которые находятся друг с другом в дружеских отношениях и ведут непринужденную беседу. Случайная беседа дает позицию через стол – «наискосок».

4) жесты – движения рук, сопровождающие речь. Они отражают темперамент, характер, признаки болезни, состояния человека (нескоординированные, маловыразительные);

6) мимика – выразительные движения мышц лица, выражение лица, информирует об эмоциональном состоянии;

7) прикосновения – отражают формы чувств, желаний (одобрительное похлопывание, успокаивающее поглаживание);

Примитивный уровень общения – самый низкий. Для человека, общающегося на этом уровне, собеседник воспринимается как предмет, нужный для слушания его речи или мешающий ему. Руководствуется эгоистическими потребностями. Если человек ему нужен, значит, им надо овладеть, если – нет, его можно оттолкнуть. Окружающие оцениваются по чисто внешним качествам: сильный-слабый, старый-молодой. В обиходе такой человек позволяет себе эпитеты: «пацан, очкарик, дед». Может позволить себе навязывать свои взгляды, симпатии, может проявлять агрессию по отношению к мешающим ему людям: оттолкнуть, оскорбить, ударить. Критическая оценка самого себя отсутствует, он только прав и хорош собой.

Манипулятивный уровень общения – использование партнера в своих целях. Субъект для такого воспринимается как соперник в игре, которого надо обыграть. Выигрыш имеет для него материальную, житейскую или психологическую выгоду. В процессе общения «манипулятор» стремится выявить у партнера не его особенности, которые могут быть использованы как слабые места для оказания сильного воздействия. Предпринимаются различные ходы, чтобы обмануть собеседника, скрыть собственное истинное лицо. В ход идут заигрывание, лесть, обещания.

Стандартизированный уровень общения характеризует ситуацию, когда у людей нет подлинного желания контакта или готовности к нему. Этот уровень еще называют «контактом масок». Человек, общающийся на этом уровне, в зависимости от направленности общения выбирает ту или иную маску – доброты, агрессии, безразличия, простодушия. В процессе общения подчеркивается стремление к скорейшему его прекращению.

Игровой уровень общения свойственен людям, знающим друг друга и проявляющим взаимный интерес. Общение строится на стремлении обоих принести радость друг другу, пользу, на взаимообогащении. Партнеры равны между собой, доверяют друг другу, ценят достоинства и прощают недостатки.

Конвенциональный (конвенция — согласие)уровень общения присущ людям высокий уровень культуры. Он позволяет решать любые личностные проблемы, глубже понимать душевное состояние партнера, используя наиболее приемлемые формы общения.

Деловой уровень общения – общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затрагивающие интересы каждого из них, коллектива, общества в целом.

Духовный уровень общения является наивысшим. Партнер воспринимается как носитель духовных ценностей, которые вызывают у вас чувства, родственные благоговению, восторгу, обожанию.

Источник:
Лекция Психология общения
Общение – сложный, многогранный процесс, выступающий одновременно как процесс информационный, взаимодействие и отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния друг на друга и процесс
http://studfiles.net/preview/6023111/page:16/

COMMENTS