Психолог в школе

Для чего нужен психолог в школе?

Многие родители до сих пор не понимают, зачем в школе нужен психолог, ведь дети находятся под постоянным присмотром учителей, которые смогут решить все проблемы. Однако не всегда педагогический состав может найти подход к ребенку.

Основная функция психолога в школе — осуществлять психолого-педагогическое сопровождение как учащихся, так и коллектива учителей. Многие считают, что детский и школьный психолог — это одно и то же, на самом деле это не так. Детский психолог следит за развитием ребенка с младенчества и в течение всего периода детства, а школьный сопровождает детей именно в школьной жизни.

Обязанности психолога в школе. Несмотря на кажущуюся легкость работы психолога в школе, у него много обязанностей и функций, так как работать необходимо с детьми разных возрастов. Первое знакомство ребенка с психологом в школе должно состояться еще перед первым классом в подготовительной группе. Это необходимо для прогнозирования возможных проблем и адаптации детей в новом коллективе.

Обращаясь к психологу, родители помогут своему малышу с легкостью перенести предстоящие школьные нагрузки. Одна из обязанностей детского психолога — присутствовать во время подготовительных занятий, консультировать родителей и учителей. Однако только на этом работа с первоклассниками не заканчивается.

Чтобы сплотить коллектив и адаптировать детей к школьной обстановке, специалист проводит с детьми занятия. Важно, чтобы на них присутствовал и педагог. Детей учат познавать внутренний мир других людей, общаться не только с помощью слов, но и жестов. Особенно важно для школьного психолога показать, что все люди равны, что позволит правильно относиться к детям с ограниченным возможностями.

Школьный психолог обязан видеть и знать атмосферу во всех классах, предотвращать или решать конфликтные ситуации, а также работать с коллективом, в который приходят новые ученики. Нередки случаи, когда процесс адаптации проходит долго и трудно, специалист обязан в этой ситуации помочь.

Психолог в школе должен работать сообща с учителями и родителями, особенно это касается детей, которые чувствуют себя изгоями в классе. Основная задача – найти причину возникшей ситуации. Родители нередко стремятся уйти от проблемы и переводят ребенка в другой класс или даже школу, но это не только ничего не решит, но и может усугубить состояние ребенка.

С какими проблемами обращаются к школьному психологу учителя и ученики?

Несмотря на то, что психолог должен быть в курсе всех проблем, он не всегда может их увидеть. В этом случае к специалисту должны обратиться учителя или ученики. Преподаватель может привлечь психолога, если видит, что ребенок плохо усваивает его предмет и причина тому – психологические проблемы. Немаловажно обратиться к психологу и классному руководителю, если в коллективе возник серьезный конфликт или непонимание между учениками.

Ученики обращаются к психологу в школе реже, чем их преподаватели, большая часть из них – подростки, которых интересуют вопросы индивидуального развития, взаимоотношения с родителями, выбор профессии. В таком возрасте могут возникать и сложные психологические проблемы, которые требуют значительного вмешательства психолога. В таких ситуациях, как правило, школьный психолог дает направление в психологический центр, где с ребенком также будет работать психотерапевт и невролог.

Проведение тестов и тренингов – одна из основных обязанностей школьного психолога. Тренинги предназначены для психопрофилактических работ, иногда специалисты делают их развивающими. Проводят их в игровой форме, чтобы дети могли развлечься, но при этом вынести из занятия глубокий смысл.

Часто такие мероприятия посвящены предотвращению зависимости от компьютерных игр, табакокурения, алкоголизма, профилактике асоциального поведения. Психологическая диагностика в школе основывается на тестах, опросах и анкетировании.

Темы выбираются в зависимости от возраста и обстановки в классе. Как правило, первая и основная часть посвящена игре и обыгрыванию проблемы, просмотру видеозаписей, а вторая – серьезному обсуждению темы и выводам, которые школьники могут сделать из занятия.

Как правило, основного спектра проблем, по которым родители могут обратиться к школьному психологу, не существует. Все ситуации, которые связаны с личностным, индивидуальным, социальным, психологическим развитием требуют помощи специалиста.

Поводом для обращения родителей к психологу в школе может стать отставание в учебе, трудности в саморазвитии, профессиональном определении, разногласия с учителями и родителями. Учителя и психологи советуют познакомиться со специалистом заранее, обсудить с ним возможные проблемы, высказать свои тревоги и сомнения. Такое взаимодействие полезно ребенку, родителям, психологу и педагогам.

Самый главный совет, который может дать школьный психолог родителям, — быть внимательными к своим детям. Это поможет правильно оценивать состояние ребенка и при необходимости вовремя придти ему на помощь. В то же время, важно и в школьнике тренировать внимательность, которая поможет ему в процессе обучения.

Функции психолога в школе на этом не ограничиваются. Они стараются проявить в детях интерес, в чем также должны помогать и родители. В этом помогут различные забавы и развивающие игры, подобранные под круг интересов ребенка. Прекрасным вариантом станут и прогулки на свежем воздухе, походы, поездки.

Психологи категорически запрещают обращать внимание на неудачи и особенное значение уделять даже самым незначительным победам. Самый лучший пример – это собственные родители, также можно рассказывать о жизни успешных людей.

Не стоит ждать от ребенка немедленных результатов, воспитание – это долгий и кропотливый процесс. Психологи рекомендуют родителям читать специальную литературу, при необходимости обращаться к специалистам и ни в коем случае не угнетать малыша.

Нередко родители обращаются к школьному психологу с проблемой непослушания. В этом случае специалисты рекомендуют обращать внимание не на поведение ребенка, а на свои просьбы и распоряжения. Прежде всего, они не должны содержать злость, крики и раздражение.

Все просьбы и распоряжения должны быть посильны ребенку, они не должны вызывать сильного эмоционального и физического напряжения. Конечно, они понятными и здравыми. Родители должны помнить, что, если просьба дана, то ребенок должен ее обязательно исполнить, иначе в следующий раз другая будет проигнорирована.

Помимо общих советов, существуют и специальные для родителей разных возрастов. Так, школьный психолог рекомендует внимательно относиться к первокласснику, особенно в начале учебного года. Самое главное – во всем поддерживать ученика, показать ему его значимость и важность нового положения. Специалисты также советуют еще перед сентябрем рассказать о правилах и нормах поведения и общения в школе. Взрослые также должны понимать, что процесс обучения достаточно сложный, поэтому у ребенка может что-то не получаться, в этом случае его нужно поддерживать и хвалить любые успехи.

Психологические проблемы могут возникнуть не только у первоклассников, но и учеников младшей школы. Школьный психолог рекомендует не запускать ситуацию и как только появились какие-то проблемы или особенности в поведении у ребенка, стразу же обратиться к специалисту. Чтобы школьник чувствовал себя комфортно, ему понадобится помощь мамы и папы, иногда и других близких родственников.

Для этого стоит ему помочь наладить распорядок дня, правильно организовать рабочее место и помочь в приготовлении домашних заданий. При этом ни в коем случае нельзя нагружать ребенка дополнительными упражнениями, достаточно только того, что задают в школе.

Обращаясь к классному руководителю, можно уточнить, чем занимается психолог в школе, какую работу он проводит с классом, в котором учится ребенок, как при этом ведут себя ученики. При необходимости стоит поговорить с самим специалистом, иногда возникают ситуации, когда он вызывает родителей к себе на беседу.

Родители старшеклассников и выпускников стремятся как можно больше времени уделить подготовке ученика к поступлению в ВУЗ. Однако не стоит на него давить и заставлять постоянно сидеть над учебниками. Такая подготовка не только бесполезна, но и опасна для здоровья человека. Важно, чтобы он смог отдохнуть, пообщаться с друзьями, развлечься и т. д.

В последнее время все чаще появляется такое понятие, как гиперактивность. Нередко родители не могут справиться с такими детьми, возникают частые проблемы и недопонимания. Школьные психологи рекомендуют в этом случае чаще хвалить ребенка и как можно меньше говорить слово «нельзя».

Все разговоры должны проходить в спокойной и дружелюбной атмосфере. Распорядок дня должен быть четким и строгим, по возможности стоит избегать шумных мест и беспокойных компаний, которые стимулируют нарастание гиперактивности.

Критерии оценки школьных психологов до сих пор остаются открытыми, так как часто администрация школы не знает всех функций, которые должен выполнять специалист. Однако все-таки оценить эффективность труда можно.

Основной критерий – сохранять благополучный для воспитания и обучения коллектив, участвовать в образовательных и развивающих процессах. Грамотный специалист не должен забывать и о соблюдении прав личности, о гармонизации образовательной и социальной сфере.

Критерием оценки является и общешкольная работа специалиста. Он должен обеспечивать охрану здоровья и жизни детей в процессе воспитательного и образовательного процесса, а также выполнять правила пожарной безопасности и охраны труда.

Школьный психолог обязан заниматься консультативной помощью и психологической диагностикой, использовать стоит только актуальные современные методы. Немаловажно также вести документацию и консультировать обучающий состав по возникающим проблемам. Критерием оценки является и умение составлять развивающие и коррекционные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Психолог должен проводить работу не только со всем классом, но и отдельными учениками и их родителями. Не всегда проблему удается решить с помощью бесед и консультаций, иногда требуется целый курс занятий. Компетентность специалиста отражается и в его общении не только с учениками, но и педагогическим составом. К сожалению, не всегда в нем царит мир и спокойствие.

В критерии оценки включается и участие в методических советах и родительских собраниях. Школьный психолог должен активно принимать участие в работе всего педагогического коллектива, помогать налаживать отношения педагогов и учеников, детей и родителей. При необходимости вызывать родителей и давать им необходимые рекомендации.

Немаловажным аспектом является и работа с трудными подростками и детьми из неблагополучных семей, иногда эта деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи с детской комнатой полиции.

Несмотря на опыт работы, психолог должен постоянно совершенствовать свою работу. Для этого проводятся регулярные курсы повышения квалификации на базе специальных институтов, центров подготовки и переподготовки. Каждый психолог обязан совершенствовать свои знания и навыки. По окончании курсов выдается диплом или сертификат по определенному направлению. Профессиональная компетентность складывает из двух особенностей: опыта школьного психолога и полученных знаний.

Школьный психолог должен быть в каждой школе, он способен вовремя заметить проблемы и оказать психологическую помощь. Его присутствие важно не только для учеников, но и их родителей и всего педагогического коллектива.

Источник:
Для чего нужен психолог в школе?
Психолог в школе в последние годы — одна из самых востребованных профессий. В статье описаны основные функции психолога в школе, обязанности, а также в каких
http://veselajashkola.ru/shkola/dlya-chego-nuzhen-psixolog-v-shkole/

Психолог в школе

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.

Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были “изолированы” друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.

Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Все яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога. В связи с этим профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой “ребенок – родители – педагог (воспитатель)”.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционные занятиямогут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Кроме того, на педсоветах психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности “перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).

Одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.

Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.

Большой проблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет ему отдельного кабинета. В связи с этим возникает множество сложностей. Психолог должен хранить где-то литературу, методические пособия, рабочие бумаги, наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед и занятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определенным требованиям (например, быть просторным для проведения физических упражнений). Со всем этим психолог испытывает трудности. Обычно ему выделяют то помещение, которое свободно в данный момент, временно. В итоге может возникнуть ситуация, когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходимая литература и методики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемой информации школьному психологу желательно было бы иметь доступ к компьютеру, что школа часто не может ему обеспечить.

Сложно соотносить школьное расписание, распределение внеучебной активности ученика и психологическую работу с ним. Например, беседу нельзя прервать, а в это время школьнику нужно идти на урок или ехать на занятия в спортивную секцию.

Психолог большую часть времени находится на виду, в контакте с учителями, родителями или учениками. Это большое напряжение, тем более, если нет отдельного помещения, где можно было бы отдохнуть. Проблемы возникают даже с тем, чтобы перекусить среди рабочего дня.

Отношения с коллективом у опрашиваемого школьного психолога, в основном, ровные. Очень важно, чтобы в коллективе не было конфликтов, психолог должен быть непредвзятым, он должен быть готов выслушивать полярные мнения коллег друг о друге.

Психолог постоянно находится в потоке многочисленной и зачастую противоречивой информации, в которой ему надо ориентироваться. При этом иногда информация о проблеме может быть избыточной, а иногда — недостаточной (например, некоторые учителя боятся пускать психолога к себе на урок, полагая, что психолог будет оценивать их работу, а не наблюдать за поведением учащихся на уроке).

Естественно, рабочее место школьного психолога — не только в школе, но и в библиотеке и дома.

Заработная плата, к сожалению, низкая, ниже, чем у большинства преподавателей. Ситуация осложняется тем, что необходимую литературу и методическое обеспечение приходится покупать на собственные деньги.

Конечно, школьный психолог должен быть психически здоров. Он должен быть выносливым, выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Профессия привлекательна разнообразием возникающих задач, безусловной социальной значимостью (оказывается реальная помощь реальным людям), возможностью постоянно открывать для себя что-то новое, совершенствоваться, она насыщена впечатлениями.

В то же время, школьный психолог постоянно вовлечен в разные конфликтные, проблемные ситуации, его позиция может не совпадать с позицией школьной администрации, ему приходится преодолевать недоверие педагогов, родителей, а иногда и учеников. Постоянно приходится быстро находить выход из сложных неоднозначных ситуаций. Иногда от психолога ждут большего, чем он может сделать.

Профессию школьного психолога можно получить, обучаясь на любой кафедре факультета психологии, но для успешной начальной адаптации полезно специализироваться уже в университете в области психологии развития, педагогической психологии. Повышению квалификации способствует:

  • посещение психологических семинаров и мастер-классов, в том числе посвященных коррекционной работе с детьми;
  • участие в научных конференциях и круглых столах, посвященных работе психолога в системе образования;
  • регулярное посещение библиотеки и книжных магазинов для ознакомления с новой психологической литературой;
  • ознакомление с новыми методиками и исследованиями, касающимися проблем детского развития и обучения;
  • обучение в аспирантуре.

Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной, интересной, но сложной.

Текст подготовлен студентом ф-та психологии МГУ А. Кругловым на основе интервью с психологом, работающем в школе – М.М. Кравцовой.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Источник:
Психолог в школе
Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают
http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/1_school.html

СТРАНИЦА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Приветствуем Вас, уважаемый Гость,

на странице педагога — психолога «Дружной семейки»

Психологическая служба в нашем детском саду работает уже более 15 лет.

Педагог-психолог: Путинцева Наталья Андреевна.

Образование: высшее, окончила Курганский государственный университет. Специальность педагог-психолог, педагог-валеолог. Высшая квалификационная категория.

Жизненное кредо: «Смотри сердцем. Глазами много не увидишь». А.Экзюпери.

Основной задачей работы педагога-психолога в детском саду является – создание комфортных условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья детей,их гармоничному развитию и воспитанию. Педагог-психолог помогает воспитателям и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения ребенка.

Одним из вопросов, который волнует родителей – подготовка детей к школе.

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно — готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное — чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Приглашаем на консультации к педагогу-психологу:

Нормативно-правовая база деятельности педагога-психолога:

Источник:
СТРАНИЦА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
СТРАНИЦА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
http://ds2.kvels45.ru/page3732.html

Цели и задачи проекта Школьный психолог

Проект создан для оказания профессиональной помощи молодым специалистам психологам, дабы быстрее освоиться с навыками работы в школе. Также материалы профессиональных психологов помогут родителям, желающим получить квалифицированную консультацию, для оказания психологической помощи своим детям. Раздел "Документация" направлен в помощь начинающим психологам и студентам психологических факультетов по вопросам организации работы психолога в школе. В разделе сайта "Психологи" опубликованы материалы школьных психологов, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

  • «Профилактика и психокоррекция трудностей дезадаптации первоклассников»,
  • «Коррекция и развитие внимания учащихся 2-х, 3-х классов»,
  • «Психологическая помощь учащимся в период подготовки к переходу из начальной в основную школу».
  • Развивающая работа с одарёнными детьми.
  • Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков.
  • Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации.
  • Психологическая помощь учащимся выпускных классов в подготовке к ЕГЭ.

Как детский психолог, работаю с детьми самого разного возраста. Это:

  • снятие повышенной нервозности ребёнка;
  • работа с детскими страхами и фобиями;
  • устранение последствий стресса и перенесённой психотравмы;
  • коррекция задержки психического развития;
  • психологическая подготовка к школе;
  • помощь в налаживании взаимоотношений родителей и детей;
  • помощь в разрешении проблем взаимодействия со сверстниками.

Термин «нервозность» употребляется в том случае, когда нужно описать чрезмерную неустойчивость нервной системы, выражающуюся в слишком активных реакциях на незначительные события. Чтобы снять излишнюю нагрузку с нервной системы детей, следует устранить причину раздражения. Существует много факторов, вызывающих данную патологию: отсутствие режима дня, недосыпание, малоподвижный образ жизни, соматические заболевания, бесконтрольный доступ в интернет, частое присутствие ребенка на шумных мероприятиях, отсутствие последовательно системы воспитания.

Ограничения на вышеперечисленные причины нервозности должны быть разумными, дети должны получать равноценную замену запрещенным факторам: вместо многолюдного шоу – семейный поход в зоопарк, вместо бесконечных мультфильмов – сказку от мамы на ночь. Среди самых действенных методов по снятию повышенной нервозности на первом месте будут любовь и терпение со стороны родителей. Если же они не могут помочь своим детям, то не стоит самостоятельно лечить их, а нужно обратиться к психологу, который исключит случаи патологии и проконсультирует по интересующим вопросам.

Страх у человека берет свои корни в инстинкте самосохранения, и это естественная реакция на угрожающие внешние раздражители. Однако иногда эмоции различных фобий начинают преобладать над другими, и ребенок уже не может побеждать их самостоятельно.

Фобии могут возникнуть в результате деструктивного семейного воспитания, отсутствия проявлений любви со стороны родителей, внутрисемейных конфликтов, травмирующих ситуаций (ребенок стал свидетелем аварии, на него прыгнула собака, родители разводятся, его обижают в классе). Свои тревоги и страхи ребенок часто скрывает, и в результате проблема усугубляется, доходит до крайностей. Он начинает плохо учиться, боится засыпать один, в тяжелых случаях страдает энурезом, заиканием.

Каждый вид фобии лечится по-разному, к каждому страху нужен свой подход. Чтобы страх не зафиксировался навсегда в психике детей, родителям нужно быть внимательным к ребенку, беречь его от тех вещей, которых он боится. Определить правильную методику преодоления проблемы поможет психолог, который выявит все скрытые фобии и поможет детям не бояться. Подробнее, здесь и здесь.

Устранение последствий стресса и перенесённой психотравмы

Психотравма не является обычным стрессом, это реакция психики ребенка на событие, ломающее привычный мир. Мощное потрясение не позволяет самостоятельно с ним справиться, у детей могут отмечаться панические атаки, гневные срывы, периоды апатии и депрессии.

С таким сильным стрессом обязательно должен работать психолог, который сможет выявить даже глубинные причины и последствия психической травмы. Родителям следует своевременно обратиться за помощью к специалисту, ведь после психотравмы ребенок без посторонней помощи не может вернуться к обычной жизни. Его привычный мир сломался, все представления об окружающем нарушены и перепутаны. Он не уверен в себе, не чувствует прежней надежности и спокойствия. В этот момент травмированные дети чрезвычайно беспомощны и ждут от жизни только худшего.

Борьба за свое привычное спокойное существование забирает у ребенка много сил, и он изнемогает от тяжелого груза проблемы. Хороший психолог поможет возобновить нормальные стабильные взаимоотношения детской личности с окружающим миром, устранит последствия травмы.

При недоразвитии психических процессов, эмоциональной и волевой среды у детей отмечается замедленное развитие. При таком диагнозе отмечается нарушения моторики, памяти, разлаженность мышления, различные недочеты в речи, ребенок не умеет самостоятельно регулировать свое поведение или подчиняться требованиям, он эмоционально неустойчив, плохо учится. Это состояние можно преодолеть правильно подобранными корректирующими методами и приемами воспитания.

Причинами задержки психического развития могут быть как социальные, так медицинские факторы. Устранением такой патологии занимается множество специалистов, в том числе и психолог. Коррекция проблемы производится довольно длительно, но результаты чаще всего обнадеживающие. Психолог после обследования детей поможет подобрать специфические методы обучения – дозированность подачи информации, частое повторение, постоянная смена видов работы. Родителям специалист порекомендует приемы здоровьесберегающих технологий, поможет в развитии у ребенка познавательных процессов. Подробнее, здесь.

Наверное, поступление в школу является одним из самых стрессовых событий в жизни ребенка. В этот период меняется все его привычное окружение, образ жизни, социальный статус, отношения с людьми.

Игра уходит на задний план, на первое место выступает учеба. Дети чувствуют, что к его личности вдруг меняется отношение – он может все схватывать на лету, а может не успевать по многим предметам, его хвалит или ругает учитель, оценивают сверстники. Это эмоционально и физически тяжелое время для ребенка, и он должен вступать в него полностью готовым.

Психолог оценивает личность с точки зрения готовности ее к школе по следующим критериям:

  • Общее развитие, достигающее требуемого уровня;
  • Объем знаний и умений, их качества;
  • Развитие образного мышления;
  • Готовность к получению новых знаний;
  • Развитие познавательной деятельности;
  • Умение слушать;
  • Умение подчиняться требованиям;
  • Умение высказывать свои мысли;
  • Умение ориентироваться в пространстве, событиях, времени;
  • Умение сосредотачиваться.

Критериев много, и психолог подходит к каждому ребенку с индивидуальными требованиями, учитывая его психические особенности. Подробнее, здесь.

Помощь в налаживании взаимоотношений родителей и детей

На начальном этапе жизни ребенок очень зависим от родителей, семьи, его характер, умения, поведение закладывается именно здесь. Судьба детей зависит от того, как к ним относились родители – происходило ли воспитание в спокойной обстановке или на фоне постоянных конфликтов. Еще ни одним родителям не удалось избежать споров, конфликтов со своим ребенком, и не всегда взрослые люди умеют с достоинством находить выход из проблемы.

Часто преодолеть семейный кризис без помощи психолога невозможно, ведь именно он сможет увидеть ситуацию со стороны и подсказать наименее безболезненные пути решения конфликта. Знание психологических и педагогических приемов, удачное их применение помогает преодолевать нарастающее напряжение во взаимоотношениях между родными людьми. Взрослые не помнят, что перед ними еще не сформировавшаяся личность, на которую нельзя давить, а дети еще не умеют находить компромиссы и уступать требованиям. Чтобы проблемы не дошла до трагедии, следует прислушаться к советам специалиста, который поможет установить мир и взаимопонимание в семье

Помощь в разрешении проблем взаимодействия со сверстниками

Взаимодействие со сверстниками, как и семейные отношения, накладывает отпечаток на всю последующую жизнь ребенка. От того, благополучные ли они, без конфликтов и гонений, зависит очень многое в развитии юной личности. К сожалению, избежать проблем во взаимоотношениях с ровесниками удается очень редко. Школьный коллектив ничем не отличается от взрослого общества, здесь тоже действуют собственные законы, правила, нормы. В случае несоответствия или нарушения этих факторов ребенку приходится сталкиваться с несправедливостью, обидами, отлучением от общения.

Родители должны быть внимательными к взаимоотношениям своего ребенка со сверстниками, ведь ситуация, когда он может стать изгоем в привычном обществе, очень травмирующая. Так как в детском мире другие законы, зачастую взрослые теряются и не знают, как помочь в возникшем конфликте.

В этом случае поможет психолог, который установит причину зарождающегося или идущего полным ходом противоборства, научит ребенка, как добиться своей цели в восстановлении отношений. Опытный специалист знает, как внушить уверенность в своих силах маленькой личности. Подробнее, здесь.

Источник:
Цели и задачи проекта Школьный психолог
Проект создан для оказания профессиональной помощи молодым специалистам психологам, дабы быстрее освоиться с навыками работы в школе. Также материалы профессиональных психологов помогут родителям,
http://psycholog-school.ru/

COMMENTS