Проблемы психологии

BodyPsyhologyПсихология тела

К числу основных проблем, разрабатываемых психологией, относится прежде всего проблема возникновения и развития психики. Научная психология, как отмечал И. М. Сеченов, по своему содержанию должна быть не чем иным, как «учением о происхождении психических деятельностей», она должна «изучать историю развития ощущений, представлений, мыслей, чувств пр.». Генетический подход к психическим явлениям — необходимое условие подлинно научного их познания, дающее возможность правильно раскрыть их сущность и окончательно преодолеть метафизические, идеалистические взгляды на психику.

Предшественником интеллекта человека является «конкретное мышление», или как еще его называют – мышление чувственными образами. Возникновение конкретного мышления еще плохо изучено. Ученые предполагают, что психика высших животных основана на двух видах реакции – инстинктах и ассоциациях (временных связей). Инстинкты – это врожденные, в .

Трудовые коллективы возникают ради целей совместного достижения определенных целей. Поэтому на первый план в них выходит именно деловое общение. Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной про .

Этот когнитивный стиль характеризует индивидуальные особенности распределения внимания, которые проявляются в степени широты охвата различных аспектов отображаемой ситуации, а также в степени учета ее релевантных и нерелевантных признаков (Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence, 1959). Первоначально он получил название «фокусирующего к .

Источник:
BodyPsyhologyПсихология тела
К числу основных проблем, разрабатываемых психологией, относится прежде всего проблема возникновения и развития психики. Научная психология, как отмечал И. М. Сеченов, по своему содержанию должна
http://www.bodypsyhology.ru/bpsys-345-1.html

Актуальные проблемы психологии управления персоналом

Актуальные проблемы психологии управления персоналом

Из представленной ниже статьи вы узнаете:

  • какие проблемы встречаются в психологии управления персоналом;
  • как эффективно разрешать проблемы, возникающие в управлении персоналом;
  • признаки, по которым можно оценить наличие проблем в управлении персоналом;
  • как монотонная работа влияет на психологию внутри коллектива.

Какие проблемы часто встречаются в психологии управления персоналом

Основной проблемой слабой трудовой дисциплины в российских компаниях является нежелание руководства идти на прямой контакт с подчиненными. Еще с начала 80-х советские, а после и российские бизнесмены руководствовались правилом, что незаменимых работников не бывает.

Но атмосфера в стране была совершенно иная, и современный бизнес побуждает искать решения актуальных проблем, игнорирование которых может привести к полному краху даже крупных организаций. По-настоящему квалифицированные кадры представляют для любой организации главную ценность. Игнорирование интересов простых служащим может стать причиной их увольнения.

Проблема 1. Конечно, в общении подчиненные и руководители должны соблюдать этику, ведь никто не отменял субординацию и четкие рамки приличия, когда начальство нужно уважать и выполнять все распоряжения (если они не связаны с прямым нарушением прав членов персонала). Директоры, со своей стороны, также обязаны проявлять внимание к нуждам служащих, должны прислушиваться к их мнению и учитывать интересы.

Проблема 2. Не менее важным вопросом является внедрение инноваций. Таким нововведениям многие сотрудники часть противятся. Те предприниматели, которые привыкли вести собственный бизнес по давно отлаженной методике, не желают принимать все новое, особенно если оно исходит из-за рубежа. А напрасно! С Запада к нам, зачастую, поступает довольно полезная информация. Американские и европейские ТОП-менеджеры долгие годы отлаживают оптимальную стратегию психологического управления персоналом, которую начальники российских предприятий не только могут, но и должны использовать на практике.

Проблема 3. В качестве третьей психологической проблемы управления персоналом можно выделить недостаточную информативность. Трудоустроенные граждане иногда не до конца понимают, какие именно задачи на них возложены, что затрудняет достижение общей корпоративной цели. Каким бы опытным и квалифицированным не был работник, он далеко не всегда может угадать, что именно ждет от него руководство. Без понимания этих моментов ни о каком успехе и речи быть не может.

Проблема 4. А что делать, когда бывший коллега (даже иногда занимавший нижестоящую должность) совершенно внезапно стал начальником? Как поступить, когда раньше вы с ним общались как друзья, а теперь он требует соблюдения четких рамок? Такая ситуация встречается часто, и первое время трудовые отношения между бывшими равными коллегами могут затрудняться. Как быть в такой ситуации, описано ниже.

Как эффективно разрешать проблемы, возникающие в управлении персоналом

Решение проблемы 1. Начиная с самой первой ситуации нужно уточнить, что каждый руководитель является таким же членом рабочего коллектива, как и простой менеджер или даже уборщица. По-настоящему профессиональный бизнесмен всегда учитывает потребности собственных работников, и его внимание должно выражаться не в одной заработной плате. Признание заслуг, дружеское рукопожатие, предоставление возможности участвовать в реализации важных корпоративных проектов – все эти нюансы позволяют существенно улучшить психологическое настроение внутри коллектива и создать продуктивную атмосферу. При таких условиях каждый работник станет неотъемлемой частью одного общего механизма – компании.

Решение проблемы 2. «Инновации – зло», так вам могут сказать лишь необразованные граждане, не имеющие каких-либо серьезных амбиций. Технологический прогресс, различные веяния в области менеджмента и психологии управления позволяют современным управленцам следовать ритму развития конкурентоспособного предпринимательства. Сейчас существуют многочисленные программы и методики внедрения новых механизмов управления компаниями. Всем, кто заботится о собственном бизнесе, рекомендуется не сопротивляться нововведениям, а тщательно анализировать поступающую информацию и использовать на практике особо выгодные решения.

Решение проблемы 3. Этап постановки основной задачи для каждого работника занимает особо важную позицию. Здесь требуется максимально четко и грамотно описать перед служащими их обязанности. Тогда все члены коллектива смогут понять, что требуется делать для достижения поставленной цели. Важно, чтобы каждый выполнял свою работу. Например, бухгалтеры занимались только финансовой отчетностью, а не совмещали эту деятельность с ведением кадровых документов. Инженеры по безопасности лишь следили за соблюдением установленных норм и техник, предупреждающих возникновение аварийных ситуаций на производстве.

Решение проблемы 4. Проблему коммуникации между коллегами в том случае, когда один из них стал начальником, не решить, если не провести с коллективом собрание. Во время данного мероприятия важно донести до служащих основную мысль – отныне вы несете ответственность и за свои, и за их ошибки, и здесь необходимо описать свое видение дальнейшего развития ситуации. Очень помогает, когда бывший коллега, занявший руководящий пост, выслушивает пожелания сотрудников и принимает меры для нормализации психологической атмосферы. Тогда каждый член коллектива поймет, что отныне в вашем лице он найдет не только партнера по бизнесу, но и лояльного руководителя, прислушивающегося к их мнению.

Признаки, по которым можно оценить наличие проблем в управлении персоналом

По поведению сотрудников внимательный руководитель всегда сможет понять, существуют ли какие-либо проблемные аспекты внутри коллектива. Своевременное признание данных моментов поможет их вовремя ликвидировать, не допустив распада организации. Явными признаками возникновения проблем в психологии управления персоналом являются:

  • растерянность в работе (вызывается неполным осознанием основных задач и невозможностью найти выход для решения каких-либо проблемных рабочих нюансов);
  • раздражение в общении с коллегами;
  • безинициативность и нежелание брать на себя ответственность за собственную работу;
  • большая текучесть кадров.

Частые увольнения – самое наглядное доказательство того, что компания близка к краху. Если начальник замечает, что его подчиненные постоянно спорят и повышают голос в течение рабочего дня, не желают идти на контакт с клиентами и всячески избегают работу, то данная ситуация очень быстро может привести к весьма плачевным результатам.

Совместное участие в решении проблем – оптимальный подход к нормализации психологической обстановки

Иногда может возникнуть ситуация, когда сотрудник сам приходит к начальнику и сообщает, что в процессе работы допустил ошибку. Не важно, к каким последствиям привела данная оплошность, оптимальным выходом из подобного положения станет принятие совместного участия с сотрудником в решении сложившейся ситуации.

Грубым упущением станет вынесение жесткой критики и порицания, пусть подчиненный и сам виноват в определенной оплошности. Из-за негативного отношения со стороны руководства психологическое настроение служащего еще больше снизится, исчезнет всякое желание и стремление наладить обстановку. Допускается высказать неодобрение, но вместе с ним начальнику потребуется предпринять определенные шаги, необходимые для нормализации ситуации, что позволит существенно снизить факторы риска расторжения сотрудничества.

Как монотонная работа влияет на психологию внутри коллектива

Большая часть трудоспособных граждан, в особенности молодых и амбициозных сотрудников, мечтает заниматься любимой и интересной работой. Монотонная занятость, побуждающая выполнять одни и те же задачи каждый день из года в год, постоянно негативно влияет на атмосферу внутри рабочего коллектива. Особо актуальна данная проблема для творческих личностей, которые желают самореализоваться и воплотить в жизнь свои идеи.

Для решения подобной психологической проблемы управления персоналом руководители могут использовать стратегию краткосрочных, но интересных и разнообразных проектов. Пусть задания не будут слишком важными или не имеют под собой серьезной материальной основы, поощрение руководства. Возможность принять личное участие в по-настоящему увлекательных мероприятиях позволит рядовым сотрудникам понять, что они важны для компании.

Рекомендуем материалы по теме:

Источник:
Актуальные проблемы психологии управления персоналом
Какие проблемы часто встречаются в психологии управления персоналом, как эти проблемы решать.
http://www.hr-director.ru/article/66503-qqq-17-m1-aktualnye-problemy-psihologii-upravleniya

Общие проблемы психологии

1. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики, его способности отражать, познавать и регулировать свое взаимодействие с миром. Психология изучает общие закономерности и особенности взаимодействия человека с внешней средой, обусловленные системно-структурными механизмами его психики. Основные проблемы психологии:

возникновение и развитие психики;

сознание человека как высшая форма психики;

обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;

нейрофизиологические основы психической деятельности;

структура психики человека;

закономерности формирования психических образов;

отражательно-регуляционная сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;

индивидуально-психологические особенности личности;

психологические особенности поведения человека в социальной среде;

психология конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, для эффективной организации деятельности.

Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования.

Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека — закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

1. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ

Принадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включается как его переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и ставят так называемую психофизическую проблему, т.е. вопрос о взаимоотношении психического и физического.

Обе эти теории исходят из внешнего противопоставления психических и физических процессов; в этом противопоставлении и заключается их основной порок. Этим дуалистическим теориям, господствовавшим в традиционной психологии, противопоставляются теории тожества. Теории тожества сводят психическое к физическому или, наоборот, физическое к психическому.

Сведение психического к физическому лежит в основе поведенческой психологии. С точки зрения этой механистической психологии данные сознания могут быть безостаточно сведены к физиологическим процессам и в конце концов описаны в тех же терминах механики и химии, что и физические данные; они не являются своеобразным видом существования. Это позиция вульгарного механистического материализма. Она совершенно не в состоянии объяснить те в высшей степени сложные взаимоотношения между мозгом и психикой, которые раскрыла современная психоневрология.

Наряду с этой механистической теорией выступает и идеалистическая теория тожества в духе феноменализма или откровенного спиритуализма.

В противовес как дуализму, противопоставляющему психическое и физическое, так и учению о тожестве психического и физического в духе механистического материализма у одних, спиритуализма у других, психология исходит из их единства, внутри которого и психическое и физическое сохраняют свои специфические свойства.

Принцип психофизического единства — первый основной принцип психологии. Внутри этого единства определяющими являются материальные основы психики; но психическое сохраняет свое качественное своеобразие; оно не сводится к физическим свойствам материи и не превращается в бездейственный эпифеномен.

Признанием этих общих философских положений дело психологии в разрешении психофизической проблемы не заканчивается. Не достаточно признать принцип психофизического единства как руководящее начало, надо конкретно реализовать его. Это трудная задача: о чем свидетельствуют многократные попытки как со стороны психологов, так и со стороны физиологов разрешить эту задачу.

При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть органически-функциональную зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата» психофизических функций: психика, сознание, мысль«функции мозга»; с другой — в соответствии со специфической природой психики, как отражения бытия,- необходимо учесть зависимость ее от объекта, с которым субъект вступает в действенный и познавательный контакт: сознаниеосознанное бытие. Мозг, нервная система составляют материальный субстрат психики, но для психики не менее существенно отношение к материальному объекту, который она отражает. Отражая бытие, существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы внутриорганических отношений.

Единство души и тела с точки зрения Спинозы основывается на том, что тело индивида является объектом его души. «Что душа соединена с телом, это мы доказали из того, что тело составляет объект души». В попытке так установить психофизическое единство реальная связь структуры и функции подменяется идеальной, гносеологической связью идеи и ее объекта.

В отличие как от одной, так и от другой из этих попыток разрешить психофизическую проблему в плане только одной из двух зависимостей, действительное ее разрешение требует включения обеих.

Первая связь психики и ее субстрата раскрывается как отношение строения и функции; она, как будет видно дальше, определяется положением о единстве и взаимосвязи строения и функции. Вторая связь — это связь сознания как отражения, как знания, с объектом, который в нем отражается. Она определяется положением о единстве субъективного и объективного, в котором внешнее, объективное опосредует и определяет внутреннее, субъективное. Речь при этом, очевидно, не может идти о рядоположном существовании двух разнородных и между собой никак не связанных детерминаций. Ведущая роль принадлежит здесь связи индивида с миром, с которым он вступает в действенный и познавательный контакт

Оба выделенные анализом соотношения, детерминирующие психику, включаются в единый контекст, которым они в целом и определяются. Для разрешения психофизической проблемы особенно существенно правильно их соотнести.

Психический процесс, который принципиально не сводится к только нервному физиологическому процессу, выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, предмет и условия которой заданы прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно предметным миром. Природа этой задачи определяет характер неврологических механизмов, которые включаются в процесс ее разрешения.

Это положение отчетливо выступает, например, в правильно поставленном психофизиологическом исследовании движения, которое показывает, что с изменением задачи, которая разрешалась движением, отношения к ней со стороны субъекта, его мотивации, составляющей внутреннее психологическое содержание действия, изменяются также неврологический уровень и механизмы осуществления движения. Действие человека является подлинным психофизическим единством.

Таким образом, в плане конкретного исследования преодолеваются вульгарные представления, насквозь пронизанные традиционным дуализмом, согласно которым психические моменты в человеческой деятельности будто бы являются внешними силами, извне управляющими движением, а последнее — чисто физическим образованием, для физиологической характеристики которого безразличен тот психофизический контекст, в который оно включено.

Лишь в таком единстве обоих соотношений, в которые включается психика, перестраивается понимание каждого из них, до конца преодолевается психофизический дуализм, непреодолимый, пока каждое из них берется порознь, причем психика, соотносясь, неизбежно противопоставляется мозгу, субстрату или объекту. На самом деле мы в конечном счете имеем не два равноправных и внеположных соотношения. Одно из них в действительности включено в другое и в свою очередь определяет его.

В онтогенезе строение мозга обусловливает возможные для данного индивида формы поведения, его образа жизни; в свою очередь образ жизни обусловливает строение мозга и его функции. Ведущим, определяющим является при этом развитие образа жизни, в процессе перестройки и изменения которого происходит развитие организмов и их органов — в том числе мозга — заодно с их психофизическими функциями.

При переходе от биологических форм существования и жизнедеятельности животных к историческим формам общественно-исторической деятельности у человека изменяются материальные основы, определяющие психику, и она сама. С переходом от биологического развития к историческому у человека психика переходит на новую, высшую, ступень. Этой высшей, качественно специфической ступенью в развитии психики является сознание человека.

Источник:
Общие проблемы психологии
Тема: Общие проблемы психологии. Тип: Реферат. Источники: 5 шт. 1957-2007гг. В работе есть: содержание, введение Язык: русский. Разместил (а): Aндрей. Размер: 17 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Взаимоотношение психического и физического как главная проблема психологической науки. Психофизическое единство как первый основной принцип психологии. Становление предметного сознания. Психологическая наука: традиции современное состояние и перспективы.’
http://www.coolreferat.com/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Общие проблемы психологии (стр

1. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Предметом психологииявляется человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики, его способности отражать, познавать и регулировать свое взаимодействие с миром. Психология изучает общие закономерности и особенности взаимодействия человека с внешней средой, обусловленные системно-структурными механизмами его психики. Основные проблемы психологии:

· возникновение и развитие психики;

· сознание человека как высшая форма психики;

· обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;

· нейрофизиологические основы психической деятельности;

· структура психики человека;

· закономерности формирования психических образов;

· отражательно-регуляционная сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;

· индивидуально-психологические особенности личности;

· психологические особенности поведения человека в социальной среде;

· психология конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, для эффективной организации деятельности.

Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования.

Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека — закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

1. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ

Принадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включается как его переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и ставят так называемую психофизическую проблему, т.е. вопрос о взаимоотношении психического и физического.

Обе эти теории исходят из внешнего противопоставления психических и физических процессов; в этом противопоставлении и заключается их основной порок. Этим дуалистическим теориям, господствовавшим в традиционной психологии, противопоставляются теории тожества. Теории тожества сводят психическое к физическому или, наоборот, физическое к психическому.

Сведение психического к физическому лежит в основе поведенческой психологии. С точки зрения этой механистической психологии данные сознания могут быть безостаточно сведены к физиологическим процессам и в конце концов описаны в тех же терминах механики и химии, что и физические данные; они не являются своеобразным видом существования. Это позиция вульгарного механистического материализма. Она совершенно не в состоянии объяснить те в высшей степени сложные взаимоотношения между мозгом и психикой, которые раскрыла современная психоневрология.

Наряду с этой механистической теорией выступает и идеалистическая теория тожества в духе феноменализма или откровенного спиритуализма.

В противовес как дуализму, противопоставляющему психическое и физическое, так и учению о тожестве психического и физического в духе механистического материализма у одних, спиритуализма у других, психология исходит из их единства, внутри которого и психическое и физическое сохраняют свои специфические свойства.

Принцип психофизического единства — первый основной принцип психологии. Внутри этого единства определяющими являются материальные основы психики; но психическое сохраняет свое качественное своеобразие; оно не сводится к физическим свойствам материи и не превращается в бездейственный эпифеномен.

Признанием этих общих философских положений дело психологии в разрешении психофизической проблемы не заканчивается. Не достаточно признать принцип психофизического единства как руководящее начало, надо конкретно реализовать его. Это трудная задача: о чем свидетельствуют многократные попытки как со стороны психологов, так и со стороны физиологов разрешить эту задачу.

При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть органически-функциональную зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата» психофизических функций: психика, сознание, мысль«функции мозга»; с другой — в соответствии со специфической природой психики, как отражения бытия,- необходимо учесть зависимость ее от объекта, с которым субъект вступает в действенный и познавательный контакт: сознаниеосознанное бытие. Мозг, нервная система составляют материальный субстрат психики, но для психики не менее существенно отношение к материальному объекту, который она отражает. Отражая бытие, существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы внутриорганических отношений.

Единство души и тела с точки зрения Спинозы основывается на том, что тело индивида является объектом его души. «Что душа соединена с телом, это мы доказали из того, что тело составляет объект души». В попытке так установить психофизическое единство реальная связь структуры и функции подменяется идеальной, гносеологической связью идеи и ее объекта.

В отличие как от одной, так и от другой из этих попыток разрешить психофизическую проблему в плане только одной из двух зависимостей, действительное ее разрешение требует включения обеих.

Первая связь психики и ее субстрата раскрывается как отношение строения и функции; она, как будет видно дальше, определяется положением о единстве и взаимосвязи строения и функции. Вторая связь — это связь сознания как отражения, как знания, с объектом, который в нем отражается. Она определяется положением о единстве субъективного и объективного, в котором внешнее, объективное опосредует и определяет внутреннее, субъективное. Речь при этом, очевидно, не может идти о рядоположном существовании двух разнородных и между собой никак не связанных детерминаций. Ведущая роль принадлежит здесь связи индивида с миром, с которым он вступает в действенный и познавательный контакт

Оба выделенные анализом соотношения, детерминирующие психику, включаются в единый контекст, которым они в целом и определяются. Для разрешения психофизической проблемы особенно существенно правильно их соотнести.

Психический процесс, который принципиально не сводится к только нервному физиологическому процессу, выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, предмет и условия которой заданы прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно предметным миром. Природа этой задачи определяет характер неврологических механизмов, которые включаются в процесс ее разрешения.

Это положение отчетливо выступает, например, в правильно поставленном психофизиологическом исследовании движения, которое показывает, что с изменением задачи, которая разрешалась движением, отношения к ней со стороны субъекта, его мотивации, составляющей внутреннее психологическое содержание действия, изменяются также неврологический уровень и механизмы осуществления движения. Действие человека является подлинным психофизическим единством.

Источник:
Общие проблемы психологии (стр
Взаимоотношение психического и физического как главная проблема психологической науки. Психофизическое единство как первый основной принцип психологии. Становление предметного сознания. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы.
http://mirznanii.com/a/198100/obshchie-problemy-psikhologii

COMMENTS