Пословицы об альтруизме и эгоизме

Афоризмы об альтруизме и эгоизме, оптимизме и пессимизме

Афоризмы об альтруизме и эгоизме, оптимизме и пессимизме

Эгоист — это дурак, который считает, что ему будет хорошо, если он не будет думать о других. Альтруист — это дурак, который считает, что ему будет хорошо, если он не будет думать о себе. А дураки они оба, потому что считают, что можно не думать.

Создавать неблагодарных почетно; быть неблагодарным позорно.

Индивидуалист ненавидит людей в целом, но щадит отдельного человека.

Жизненный опыт дает нам радость только тогда, когда мы можем передать его другим.

Природа вложила в человека потребность забо­титься обо всех людях.

Чтобы не закрыть радость бытия, не заглушить оптимистического мировоспитания, нужно владеть умением сдерживать желания.

Я — оптимист. Не вижу особой пользы быть чем-то ещё.

Всего меньше эгоизма у раба.

Братолюбие живет тысячью душ, себялюбие — только одной, и притом очень жалкой.

Беззаботность, беспечность-это все мне не свойственно. Я и сейчас убежденный пессимист. Я до сих пор делю людей на мерзких и жалких.

Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают.

Эгоизм изворотлив, как хамелеон…

Подлинный оптимизм состоит в стремлении к осознанному идеалу

Знание – ничто, и действия могут приносить плоды и вызывать изменения лишь тогда, когда они воодушевлены жертвой.

Все люди наделены способностью к состраданию, поэтому дух гуманизма будет развиваться и впредь

Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.

Те, кому я так или иначе помогаю, даже не подозревают, как они-то мне помогают.

Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и победил его.

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи.

… цель человека — быть самим собой, а условие достижения этой цели — быть человеком для себя: Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, — а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики. Чтобы формировать ценности и доверять им, человек должен знать самого себя, свою естественную способность делать добро

Источник:
Афоризмы об альтруизме и эгоизме, оптимизме и пессимизме
Клуб замечательных людей
http://www.respectme.ru/aphorism/altruism

Пословицы об альтруизме и эгоизме

Предлагаю Вашему вниманию очередную подборку крылатых выражений.

См. также «Афоризмы о добрых делах», «Афоризмы о жертве и самопожертвовании», «Афоризмы о любви к ближнему».

Станислав Ежи Лец

Если Вы зашли на портал с мобильного терминала (с сотового телефона или КПК),

то, нажав на ссылку, сможете позвонить прямо с сайта.

  • Адрес электронной почты: .

    Специально для спамеров: адрес защищён от спам-ботов.

  • Номер «Аськи» (ICQ):

    446-817-848.

  • Мой «Скайп» (Skype):

    juli.kv1.

  • С помощью почтовой формы на странице «Обратная связь»

    Вы можете отправить мне сообщение.

    И я Вам на него обязательно отвечу.

  • Источник:
    Пословицы об альтруизме и эгоизме
    Предлагаю Вашему вниманию очередную подборку крылатых выражений . См. также «Афоризмы о добрых делах», «Афоризмы о жертве и самопожертвовании», «Афоризмы о любви к
    http://juliakv.ucoz.ru/blog/aforizmy_ob_altruizme_i_ehgoizme/2014-03-12-89

    Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме — Альтруизм и эгоизм

    Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Альтруизм и эгоизм"

    Планируемые результаты урока:

    Усвоение учащимися понятий «альтруизм», «эгоизм», «милосердие».

    Познавательные: формирование умения анализировать, синтезировать, строить речевые высказывания.

    Коммуникативные: умение работать в команде, уметь ставить себя на место других, уметь строить свои доказательства, уметь договариваться, понимать и принимать точку зрения другого человека.

    Личностные: воспитание доброжелательности и отзывчивости, сопереживания, уважения к окружающим, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия на уроке.

    Усвоение учащимися понятий «альтруизм», «эгоизм», «милосердие».

    Познавательные: формирование умения анализировать, синтезировать, строить речевые высказывания.

    Коммуникативные: умение работать в команде, уметь ставить себя на место других, уметь строить свои доказательства, уметь договариваться, понимать и принимать точку зрения другого человека.

    Личностные: воспитание доброжелательности и отзывчивости, сопереживания, уважения к окружающим, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия на уроке.

    «Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Альтруизм и эгоизм»»

    Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики»

    Учитель начальных классов Гриднева Галина Анатольевна

    Тема урока: «Альтруизм и эгоизм»

    Создать условия для формирования понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».

    Выявить положительные и отрицательные стороны альтруизма и эгоизма, а также разумного эгоизма.

    Организовать работу в группах, давая возможность учитывать различные мнения.

    Организовать фронтальную и коллективную поисковую деятельность, направленную на развитие навыков самостоятельной постановке вопросов и их разрешение.

    Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление совершать благородные поступки, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Изучение и первичное закрепление нового материала

    Усвоение учащимися понятий «альтруизм», «эгоизм», «милосердие».

    Познавательные: формирование умения анализировать, синтезировать, строить речевые высказывания.

    Коммуникативные: умение работать в команде, уметь ставить себя на место других, уметь строить свои доказательства, уметь договариваться, понимать и принимать точку зрения другого человека.

    Личностные: воспитание доброжелательности и отзывчивости, сопереживания, уважения к окружающим, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия на уроке.

    Литературное чтение, окружающий мир, русский язык.

    Учебник под редакцией А.Я.Данилюка, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, карточки для работы в группах, словари.

    Форма организации работы на уроке.

    Работа в группах, в парах.

    Приветствие. Психологический настрой.

    Подготовка рабочих мест

    Актуализация опорных знаний

    -Давайте вспомним, о каких понятиях мы говорим на уроках ОРКСЭ. На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о нравственных понятиях.

    Тема урока звучит несколько необычно: «Альтруизм и эгоизм».

    А кто из вас слышал эти слова?

    Что они означают?

    Открытие новых знаний

    1. Работа со словарями.

    Задание: найти значения слов «альтруизм» и «эгоизм».

    2. – Кого называют «альтруистом»?

    3. Работа с учебником.

    — Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.

    4. Работа по карточкам (Приложение №1).

    — Подберите синонимы к слову «альтруист» и подчеркните их зелёным карандашом.

    5. – Среди выбранных вами слов прозвучало «милосердие» (милое сердце)

    — Милосердных людей, бескорыстно помогающих нуждающимся, можно назвать благотворителями (благо творить).

    Русь издавна славилась благотворителями:

    Владимир Красное Солнышко помогал нуждающимся едой и ночлегом.

    Граф Шереметьев, летняя усадьба которого находится рядом с нашей школой, построил странноприимный дом для бедных.

    Дочери царя Николая II во время войны ухаживали за ранеными, работали сёстрами милосердия.

    В наше время многие известные люди организуют благотворительные фонды для оказания помощи больным детям. Мы с вами перечислили часть средств, вырученных на осенней ярмарке в Русфонд для оплаты операции больному мальчику Мише Видяпину.

    Работа в группах

    Работа в группах

    Наблюдение за составом слова

    Наблюдение за составом слова

    Дети приводят свои примеры благотворительности

    Первичное закрепление новых знаний

    Притча о «Добром самаритянине».

    Чтение и обсуждение в парах.

    Выполнение вместе с учителем

    Открытие новых знаний

    1. — Назовите антоним к слову «альтруизм»

    2.Прослушивание (или просмотр мультфильма) нанайской сказки «Айога». (Приложение №3)

    3. Синоним слова «эгоист» — «себялюб» (себя любит). У русского народа существует поговорка «Себялюб – никому не люб».

    4. Работа с карточками (Приложение №1)

    — подчеркнуть синонимы к слову «эгоист».

    5. Работа с понятием «разумный эгоизм».

    Коллективное обсуждение и вывод.

    Словарная работа – состав слова.

    Работа в группах

    Работа с учебником. Обсуждение в группах. Высказывания свих мнений.

    Работа с пословицами (на экране).

    — Распределите пословицы на две группы «об альтруизме», «об эгоизме» (Приложение №4).

    — О чем шла речь на уроке?

    — С какой целью мы вели разговор об альтруизме и эгоизме?

    — Что вы взяли лично для себя из этого урока?

    — Теперь я знаю, что «альтруизм» — это значит …

    — Теперь я знаю, что «эгоизм» — это значит …

    -Завершая урок, хочу чтобы вы еще чуть – чуть поразмышляли.

    1. Притча «Дедушка и смерть» (Приложение №5) .

    2. Притча «О Вселенной» (Приложение №6).

    3. «Притча об альтруизме и эгоизме» (Приложение №7).

    1. Прочитать сказку В. Катаева «Цветик- семицветик», охарактеризовать поступки героини, описать своё отношение к ним.

    Приложения к уроку

    Чёрствость, бездушие, самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность, себялюбие, милосердие, бескорыстие , высокомерие, человеколюбие.

    Притча «О Добром Самаритянине»:

    «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

    Вот одна из нанайских сказок. Итак.

    Было это на Амуре. Жил хороший охотник. Была у него дочь — красавица, звали ее Айога. Всем нравилась Айога, и она была со всеми приветлива. Но вот кто — то сказал ей, что нет на всем берегу Амура девочки краше, чем она. Очень понравились ей эти слова, и стала она собой любоваться. С той поры, куда ни пойдет — все тянет ее к берегу, к воде. Подойдет, сядет у самой кромки и смотрит в воду, как в зеркало. "Ах, какая я красавица! Какая красавица! И правда, нет меня краше на всем Амуре!"

    Чем больше смотрела на себя девочка, тем больше она себе нравилась. Смотрит в воду — оторваться не может. Домашнюю работу делать перестала, матери не помогает. Мать просит ее:

    — Принеси мне ведро воды.

    А Айога смотрит в начищенный медный таз, любуется своей красотой и говорит:

    — Боюсь с тяжелым ведром я в воду упаду.

    — А ты левой рукой за куст крепко держись.

    — Боюсь, куст оборвется, — говорит Айога.

    — Ты держись за крепкий куст.

    — Руку поцарапаю, — говорит Айога.

    — Ты кожаные рукавицы надень.

    — Рукавицы изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится и думает : " Ах, какая я красавица! Нет никого на всем белом свете краше меня!"

    — Рукавицы зашьешь иголкой с ниткой, — говорит мать.

    — Иголка сломается, — говорит Айога.

    — Возьмешь иголку толстую, — говорит отец — охотник.

    — Боюсь палец уколю, — говорит Айога.

    — Надень наперсток из крепкой кожи, — говорит отец.

    — Наперсток порвется, — говорит Айога. И стоит на месте, шагу сделать не хочет.

    Соседская девочка все это слышит и говорит :

    — Давайте я схожу за водой.

    Взяла она ведро, сходила к реке, принесла воды. Мать Айоги приготовила тесто из череховой муки, сделала из него лепешки, лепешки испекла. Хорошо они пахнут, вкусные, наверное. Айога смотрит на них, руку протягивает :

    — Дай, мама, лепешку!

    — Они очень горячие, руки обожжешь, — отвечает мать.

    — Я надену рукавицы.

    — Я их высушу на солнышке.

    — Я их кожемякой разомну.

    — У тебя руки заболят, покраснеют, — говорит мать, — зачем тебе красоту терять? Я лепешку дам той девочке, которая работает, рук не жалеет.

    И дала лепешку соседской девочке.

    Айога рассердилась на мать. Побежала к реке, села, смотрит в воду, смотрит на свое красивое лицо. А та девочка сидит невдалеке, лепешку жует. Айога на ту девочку оглянулась, еще оглянулась, еще. И вот шея у нее вытянулась, стала длинной.

    Та девочка протянула свою лепешку Айоге и говорит ей :

    — На, возьми, ешь, вкусная.

    Рассердилась Айога : как это будет она, такая красавица, есть обкусанную лепешку?! Остатки!

    Побелела она, замахала на девочку руками, да так замахала, что руки у нее в крылья превратились! И закричала она :

    — Не надо мне от вас ничего — го — го — го!

    Еще раз взмахнула руками и упала в воду. И вдруг стала гусыней! Плавает в воде и кричит :

    — Я такая красивая — ого — го — го -го! Я красивая — ого — го!

    Так она плавала и кричала, плавала и кричала и человеческий язык забыла. Все человеческие слова забыла. Только имя свое помнит. И всем людям хочет его напомнить — вот я, Айога, самая красивая! Как завидит издали человека, так кричит :

    -Айога — га -га — га! Айога — га -га — га!

    Собака на сене лежит — сама не ест и другим не дает.

    Мне хоть весь свет гори, только я был бы жив.

    Час в добре пробудешь — все горе забудешь.

    После меня хоть трава не расти.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

    Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

    Дедушка и Смерть

    Современная притча для детей

    Жил старый дедушка. Было ему уже сто лет. Вот узнала Смерть, что живёт такой старый человек. Пришла к нему и говорит:

    — Время уже умирать, дедушка.

    — Дай приготовиться к смерти, — говорит старик.

    — Хорошо, — согласилась Смерть. — Сколько тебе нужно дней?

    — Три дня, — ответил дедушка.

    Любопытно стало Смерти: что же будет делать старик, как он к смерти будет готовиться?

    Наступил первый день. Вышел дедушка в сад, выкопал ямку и посадил дерево.

    «Что же он на второй день будет делать?» — думает Смерть.

    Наступил второй день. Вышел дедушка в сад, выкопал ещё одну ямку, посадил ещё одно дерево.

    «Что же он на третий день будет делать?» — с нетерпением думает Смерть.

    Наступил третий день. Вышел дедушка в сад, выкопал ещё одну ямку и посадил ещё одно дерево.

    — Для кого же ты деревья сажаешь? — спрашивает Смерть. — Ведь ты завтра помрёшь.

    — Для людей, — ответил дедушка.

    И отступила Смерть от старика, убежала от него далеко-далеко.

    Притча от Анжелики Шинкарь

    Однажды ученики спросили своего Учителя:

    — Скажи, Учитель, почему одни люди ломаются в трудных ситуациях, а другие проявляют стойкость? Почему для одних мир рушится, другие же находят в себе силы продолжать жить; первые уходят в депрессию, а для вторых она не страшна?

    — Это потому, — ответил Учитель, — что мир каждого человека подобен звёздной системе. Только у первых в этой системе имеется лишь одно-единственное небесное тело — они сами. Вся их вселенная вращается исключительно вокруг их самих, а потому любая катастрофа приводит и к гибели всего такого мира. Вторые же обитают в окружении других небесных тел, они привыкли думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. В трудные минуты жизни их мысли не сосредотачиваются лишь на собственных проблемах. Потребность заботиться и помогать другим у них берёт верх над тяжкими раздумьями. Участвуя в жизни окружающих и поддерживая их в трудную минуту, такие люди, сами того не сознавая, спасают от гибели самих себя.

    Источник:
    Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме — Альтруизм и эгоизм
    Планируемые результаты урока: Усвоение учащимися понятий «альтруизм», «эгоизм», «милосердие».УУДПознавательные: формирование умения анализировать, синтезировать, строить речевые высказывания.Коммуникативные: умение работать в команде, уметь ставить себя на ме
    http://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-orkse-po-tiemie-al-truizm-i-eghoizm.html

    Урок №13 ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм

    Выбранный для просмотра документ АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ.ppt

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    УРОК №13 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Познакомится с понятиями- альтруизм альтруист Выявить положительные и отрицательные стороны понятия.

    Так что же такое альтруизм? Альтруизм — это любые действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество.

    Чего хочет альтруист? Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо.

    Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие. Выберите синонимы к слову альтруизм и запишите на опорном листе.

    Альтруизму противостоит эгоизм. Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

    «Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

    Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие. Выберите из них синонимы к слову эгоизм и записать на листе.

    Разумный эгоизм — способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

    1 группа. Работа с пословицами. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. Распределите на 2 группы. Собака на сене лежит чтобы одна открылась. Люблю тебя, когда я у тебя; — сама не ест и другим не дает. После меня на добрые дела. Жизнь дана а доброе дело не забудется. Постучи в семь дверей, хоть трава не расти. Рубашка износится, постыл ты мне, когда ты у меня.

    2 группа. Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль? Подберите название. В. Сухомлинский Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой. — Ты у нас самый красивый! – говорит мама. -Ты у нас самый умный! – говорит папа. — Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка. — Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка. Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг — маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить. И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

    3 группа. Найдите выход из ситуации. Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, — сказала мама, — не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации? Варианты ответов: Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной. — Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

    Мы узнали Что такое альтруизм. Кто такой альтруист. Что такое эгоизм. Что значит быть разумным эгоистом.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР: 1. ПРОЧИТАТЬ СКАЗКУ ИЛИ РАССКАЗ НА ТЕМУ: «АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ». 2. ПОДОБРАТЬ 5 ПОСЛОВИЦ НА ТЕМУ УРОКА. 3. НАРИСОВАТЬ РИСУНОК.

    Закончите предложения. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Меня удивило… Мне захотелось…

    Выбранный для просмотра документ Приложение.docx

    Приложение. 1

    Карточка для подбора синонимов.

    Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.

    Правила работы в группе.

    Распределите обязанности в группе.

    Работать должен каждый на общий результат.

    Один говорит, другие слушают.

    Своё несогласие высказывать вежливо.

    Если не понял, то переспроси.

    Работа с пословицами. Восстановите пословицы.

    Объясните их смысл. Распределите на 2 группы.

    Собака на сене лежит

    чтобы одна открылась.

    Люблю тебя, когда я у тебя;

    — сама не ест и другим не дает.

    а доброе дело не забудется.

    Постучи в семь дверей,

    хоть трава не расти.

    постыл ты мне, когда ты у меня.

    Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль? Подберите название.

    Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

    — Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

    -Ты у нас самый умный! – говорит папа.

    — Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

    — Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

    Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг — маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

    И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

    3 группа. Найдите выход из ситуации.

    Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, — сказала мама, — не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

    Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

    Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

    Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

    Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

    — Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

    4 группа . Предложенные иллюстрации распределить на 2 группы.

    Выбранный для просмотра документ Тема урока_ Альтруизм и эгоизм.doc

    Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

    Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

    Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

    Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

    Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами

    Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

    метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

    предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».

    Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

    Участники: учащиеся 4 класса.

    Форма урока: комбинированный

    Использованные программы для подготовки к уроку:

    Power point (для создания презентации)

    Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

    Мотивация к учебной деятельности

    -Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…

    — у кого сегодня хорошее настроение!

    — кто сегодня готов к уроку!

    — кто уверен в своих силах!

    — кто готов начать работать!

    Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 4 группы.

    Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. Вспомните, какую сказку вы прочитали дома и займите своё место. (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы)

    Вспомните героев сказок, что произошло, справедливо ли были наказаны и награждены герои.

    Обучающиеся на предыдущем уроке выбрали себе карточку с названием сказки и прочитали её.

    Морозко, Двенадцать месяцев, Цветик –семицветик, Золушка

    2. Послушайте притчу. Ваша задача — внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку .

    Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

    — Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

    — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

    Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

    Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

    Кто герои этой притчи?

    Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?

    Как объяснил причину своего поступка мальчик?

    Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей?

    Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?

    Как ты понимаешь значение слов « Если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень» ?

    Изучение нового материала. Определение темы урока.

    3.Каким словом можно назвать действия молодого человека?

    Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

    Такие действия называют альтруизм.

    Вам бы хотелось узнать об этом понятии?

    Зачем нам надо знать, что такое альтруизм?

    На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ,

    Записать на опорном листе

    4.А кого называют альтруистом?

    .- попробуйте сформулировать сами.

    Проверим себя по учебнику.

    Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте, кто такой альтруист. Записать на опорном листе.

    5.(На столах карточки) . На карточках написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и записать на листе.

    Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.

    Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами.

    Прочитайте, что вы записали, только не повторяйтесь.

    6. Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.

    Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

    А ведь движение милосердия имеет целую историю.

    Об этом Смирнов Никита подготовил презентацию.

    В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. Её считали святой ещё при жизни. Её выпала нелёгкая доля нести благую весть, что смысл жизни каждого смертного любить и быть любимым.

    В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.

    7.А как вы думаете заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим?

    Нужно ли милосердие сегодня?

    Какие альтруистические поступки можете совершить вы?

    Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

    А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? В чём оно будет заключаться?

    А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

    А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

    Всегда ли нужно бездумно действовать?

    Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.

    Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям

    Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый?

    Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

    Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

    Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?

    Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?

    Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться!

    Подберите антоним к слову альтруизм.

    Что такое эгоизм? Зачем нам знать об этом понятии?

    Поработаем в паре с толковым словарём. Определение записать на листе.

    8.Ребята подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой Печенье.

    Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

    — Дели по одному, — строго сказал Миша.

    Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

    — Ровно? — спросил Вова.

    Миша смерил глазами кучки.

    — Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

    Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    — Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

    — Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

    Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

    Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба.

    Понравилась ли вам сценка? Как повели себя мальчики?

    Как можно их назвать?

    Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

    Что же это такое прочитайте в учебнике стр.31.

    Запишите определение в опорные листы.

    9. Вернёмся к карточке. Там ещё остались слова.

    Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах. Прочитаем их, не повторяясь по цепочке.

    Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

    Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей) (противоположные)

    -Действительно, альтруизм противостоит эгоизму

    На доске изображаем отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» ( зарисовать на листе)

    Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке.

    Послушайте ещё одну притчу.

    Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово — «мера»).

    Дети: Всего должно быть в меру.

    Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.

    Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?

    Где на этом отрезке находиться разумный эгоист?

    На доске понятия альтруизм и эгоизм. Эгоизм – закрыто.

    Понятия вводятся поэтапно в течение урока

    Выявить положительные и отрицательные стороны понятия.

    Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

    Источник:
    Урок №13 ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм
    Cкачать: Урок №13 ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм
    http://infourok.ru/urok-orkse-altruizm-i-egoizm-869899.html

    COMMENTS