Основы психологии

Основы психологии, общая психология!

В последнее время общая психология обогатилась знанием многих конкретных фактов из области человеческого сознания и дала им глубокое пояснение. На основании этого возросло практическое значение психологии во всех отраслях человеческой деятельности — в обучении и воспитании, организации и рационализации процессов труда, в раскрытии сущности творческих процессов труда, в раскрытии сущности творческих процессов в области искусства, в разработке эффективных методов тренировки в разных видах деятельности.

Психологическая наука превратилась в серьезную и интересную область специальных знаний, овладение которыми необходимо для успешной работы в самых различных областях.

Значительное внимание в общей психологии уделено законам высшей нервной деятельности как физиологической основы психических процессов, использованы материалы экспериментальных исследований, широко представлена характеристика возрастных психологических особенностей детей.

Каждый человек рассматривается не просто как носитель некоторой суммы знаний, а и как личность, гражданин государства с свойственными для него свойствами личности, моралью, интересами, установками. Из-за такого подхода пересматриваются задачи психолого-педагогической практики усиливается и роль общей психологии, которая предшествует изучению других психологических и педагогических наук.

Общая психология с одной стороны остается в своем роде вступлением в психологическую науку, а с другого — берет на себя задание теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности, предоставляя необходимые знания о психологии личности и возможного личностного роста, деятельность и общение, межличностные отношения, развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Область знаний, охватываемых психологической наукой многообразна, но данный ресурс посвящен в основном теории общей психологии. Для подачи материала в более систематизированной форме имеется несколько разделов, в которые Вы можете войти из меню сайта.

В разделе «Предмет психологии» раскрыты некоторые аспекты из истории психологии, материалистические и идеалистические направления в психологии.

В разделе «Физиологические основы психики» сделан анализ закономерностей высшей нервной деятельности.

В разделе «Ощущение» подробно освещено учение об ощущении и т.д.

Каждая статья из какого-либо раздела как можно больше и проще старается донести информацию до своего читателя и сделать прочтение как можно более удобным и привлекательным!

Если Вам интересна психология, надеемся, что сайт будет для Вас полезен. Следите за обновлениями, сайт постоянно пополняется все новыми и новыми вкусностями.

Источник:
Основы психологии, общая психология!
Статьи по психологии, просто и доступно о сложном.
http://psyznaiyka.net/

Основы психологии

Прежде чем приступить к изучению психологии, необходимо получить четкое понимание того, что такое психология. Когда появилась психология как наука? Что изучают психологи? Тщательно ознакомьтесь с данным разделом, чтобы узнать ответы на эти вопросы и получить хорошую основу для дальнейшего изучения этой обширной и увлекательной темы.

Прежде чем углубиться в изучение психологии, необходимо получить основную информацию о различных отраслях психологии, теоретической точки зрения, истории и методах исследования. Если вы плохо знакомы с предметом или просто хотите освежить свои знания, эти статьи помогут начать ваше обучение.

Ежегодно миллионы людей страдают от расстройств мозга и нервной системы, включая болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, инсульт и черепно-мозговых травмах. Эти болезни и травмы подчеркнуть важность биологических основ поведения. В этом разделе рассмотрим некоторые из основ биологической психологии.

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы чувствуете себя более энергичным утром, пытались проанализировать ваши мечты или задавались вопросом, как работает гипноз? Все эти темы относятся к данному разделу.

С момента рождения мы начинаем процесс обучения, который длится всю жизнь. Существует множество различных определений термина «обучение», но многие психологи описывают обучение как относительно постоянные изменения в поведении в результате приобретения опыта. Узнайте больше о некоторых теориях обучения.

Возможность создания, хранения и доступа к памяти является неотъемлемой частью ежедневной жизни. От воспоминания, где вы оставили ключи до изучения языка память позволяет вам работать и взаимодействовать с другими людьми осмысленно. Узнайте больше о том, как память работает и как формируются новые воспоминания.

Изучение развития человека — богатая и разнообразная тема. У всех нас есть личный опыт развития, но иногда бывает трудно понять, как и почему люди растут, учатся и действуют определенным образом. Психология развития стремится понять, объяснить и предсказать поведение, которое происходит на протяжении всей жизни. Для того чтобы понять различные аспекты человеческого роста, возникли различные теории развития.

Что заставляет людей думать и действовать так, как они это делают? Существуют индивидуальные особенности стабильным на протяжении всей жизни, или же они изменяют? Это лишь немногие из вопросов, которые личность психологи пытаются ответить. Личность состоит из характерных моделей мыслей, чувств и поведения, которые делают каждого человека уникальным. Эта тема стала одной из наиболее изученных областей в психологии, порождая известные теории разработан для описания и объяснения, как и почему люди развивают определенные характеристики личности.Изучите ссылку ниже, чтобы узнать больше об этом увлекательную область психологии.

Социальная психология является изучение человеческого мышления и поведения в социальных ситуациях. Многие темы изучаются социальные психологи, в том числе отношения, агрессию, предрассудки, просоциального поведения и самосознания. Узнайте больше о том, как люди формируют впечатления других людей, интерпретировать поведение других людей и ведут себя в социальных ситуациях.

Одной из основных задач психологии для понимания и лечения психических расстройств.В этом разделе, узнать больше об области патопсихологии в том числе различных видов лечебных процедур используется психологами, а также некоторые из основных видов психологических расстройств.

Психология затрагивает весьма разнообразные области, касающиеся практически всех аспектов нашей жизни, в том числе поведение личности, семейное и социальное поведение. Если Вы только начали изучать психологию, или этот увлекательный предмет уже стал вашей специализацией, следующий набор ресурсов, советов и научных инструментов помогут вам учиться эффективнее и показывать лучшие результаты на тестах, в эссе и дискуссиях.

Вам нравится думать о причинах человеческого поведения? Вы когда-нибудь хотели помогать людям решать их проблемы? Если вы утвердительно отвечаете на эти вопросы, то вам обязательно надо рассмотреть карьеру в области психологии. Можно продолжить образование, отвечающее вашим личным и профессиональным целям, в разнообразной и захватывающей области с широким спектром образовательных и карьерных возможностей. Изучите этот раздел, чтобы найти инструменты, ресурсы и советы, необходимые для успеха в учебе, и найти ту область в психологии, которая подходит именно Вам.

Источник:
Основы психологии
Прежде чем приступить к изучению психологии, необходимо получить четкое понимание того, что такое психология. Когда появилась психология как наука? Что изучают психологи? Тщательно ознакомьтесь с данным разделом, чтобы узнать ответы на эти вопросы и получить хорошую основу для дальнейшего изучения этой обширной и
http://aboutyourself.ru/osnovy-psixologii/

Основы психологии

Глава 1 Введение в психологию

1. Психология как наука

Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Происхождение Своим названием и первым on-

слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Введение в психологию

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

1.1. Задачи и место психологии в системе наук

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

Источник:
Основы психологии
Книга Основы психологии, автор Столяренко Людмила — (В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология». Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.)
http://booksonline.com.ua/view.php?book=97234

Основы психологии

Психология (от гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение») — буквально «наука о душе», или наука о психических процессах, происходящих в душе человека.

  • Психология познавательных процессов
  • Психология личности
  • Возрастная психология
  • Социальная психология

Это направление возникло в противовес психологии сознания, считавшей, что предметом научного исследования психологии должно быть ПОВЕДЕНИЕ. С точки зрения этого направления, предметом научного исследования может быть только то,что мы непосредственно можем наблюдать. Идея о том,что можно изучать только то, что мы можем непосредственно наблюдать, пришла к представителям этого направления из философии позитивизма.Основные методы — наблюдение,эксперимент.

Основатель — Уотсон, Джон Бродес.

Направление, возникшее в результате работ Зигмунда Фрейда в конце XIX и началe XX века. Направлено на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс.

Это направление сформировалось в начале 60-х годов в США, как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. В основе гуманистической психологии положен экзистенциализм. За отправную точку психологи-экзистенциалисты приняли смысл человеческой жизни.

Возникает в США в 60-е годы, выступает против бихевиоризма. Согласно ее представлениям, решающую роль в поведении человека играет познание. Основная задача — исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний.

«Человек как поведенческая система также прост, как муравей. Кажущаяся сложность его поведения отражает сложность окружающей среды»‘

Гештальтпсихология – это направление в психологии, основанное Максом Вертгеймером, была до некоторой степени восстанием против молекулярной программы Вундта для психологии, и приобрела приверженцев среди многих ученых, включая Уильяма Джеймса. Фактически, слово Гештальт означает объединенное или значащее целое, которое должно было быть центром психологического исследования. У этого течения психологии были свои корни в работах многих философов и психологов, работавших до появления Гештальтпсихологии.

Психика — это системное свойство высокоразвитой материи отражать объективную действительность. Отражение бывает биологическим (рефлексы), физическим (например, зеркало) и психическим. Особенность психического отражения в том, что оно самое активное, организовано наиболее тонко и его деформация влечёт деформацию биологического и физического отражений, а при наличии обратных связей уничтожает даже самую высокоразвитую материю.

Психика позволяет воспринимать внешний мир «виртуально», то есть, воспринимать субъективный образ объективного мира. Психическое отражение не является пассивным копированием мира, оно связано с поиском, выбором и переработкой информации. Психическое отражение избирательно и зависит от потребностей человека. Психическое воображение активно, но субъективно. Субъективность человека зависит от пола, возраста, национальности, состояния здоровья, уровня интеллекта, воспитания, интересов, профессии, опыта и других факторов.

Пищеварительная система является физиологической основой работы психики, но содержание психики (психическая жизнь человека) зависит от мышления и его скорости при воздействии окружающей среды. Мыслительный акт есть мгновенная реакция на внешнее воздействие. Психические свойства содержат все характеристики внешних объектов, и в зависимости от чувствительности индивида он осознаёт или не осознаёт объект полностью. Из внешнего мира сигналы поступают в организм , где они преобразуются (в том числе и головным мозгом), и таким образом человек воспринимает события и явления происходящие вне его.

Психика человека дана ребёнку в готовом виде в момент зачатия,но может развивается сама по себе, под воздействием родителей, родственников, далее по ходу жизни разные жизненные ситуации с необходимостью выживания формируют цельную личность. Собственно человеческие способности будут развиваться только среди других людей, стало быть, процесс социализации является основополагающим. Человеческая психика формируется в процессе усвоения человеческой культуры. Важным условием развития психики является активность человека, психика изначально развивалась как инструмент, помогающий адаптации тела к окружающей среде.

  • Отражение — продукт психической деятельности напрямую будет зависеть от особенностей субъекта, темперамента и опыта. Отражающая функция имеет опережающий характер — способность предвидеть ситуацию и способы ее разрешения.
  • Регуляция — связана с изменением поведения человека.
  • Коммуникация — передача информации, развитие в общении. Условием развития, через общение, является качество последнего. Качественное общение сопровождается обменом знаниями и эмоциями.

Традиционно выделяют три пласта психики:

Благодаря сознанию, человек может построить модель своей личности и на этой основе строить взаимоотношения с другими людьми.

Сознание может находится на одном из трех уровней:

  • Живое сознание — личность осознает себя, принимает ответственность за свою жизнь, не уходит от противоречий, принимает себя и других, воспринимает мир, как сложный и конфликтный, в котором окружающие не живут по вашему сценарию.
  • Фантомное сознание — иллюзорное состояние, при котором в сознании много необдуманного, неосмысленного, много стереотипов и психологических защит. Критерием поступков является поведение большинства. Жизненная стратегия — быть не хуже других, «быть как все».
  • Мертвое сознание — отсутствие смысла жизни, внешний локус контроль (перекладывание ответственности за себя и свою жизнь на других). Для таких людей характерна вера в идею-фикс, создание кумиров, желание сильной руки.

Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами ЧУВСТВ. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на ваши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, что всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда — в виде мышечных реакций поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный, или рефлекторный, характер.

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.

Восприятие — отражение в коре головного мозга предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

В основе восприятия лежат межполушарные связи между различными анализаторами. Сначала возникает субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Затем идет процесс формирования этого образа. Если воспринимаемое явление по самой своей природе воздействует только на один анализатор (воспроизведение мелодии), то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей — связей в пределах одного анализатора. Это связи на отношение элементов. Образование таких связей в слуховом анализаторе дает возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в нее звуков, хотя мелодия звучит и в голосе, и в исполнении на различных инструментах.

Осмысленность восприятия связана с работой вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Различают виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.д.

Роль прошлого опыта восприятия тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями. Под влиянием таких факторов как индивидуально-психологические особенности человека (потребности, склонности, интересы) знания, содержания и задачи выполняемой деятельности, создается характерная для каждого человека апперцепция- т.е. свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека. Апперцепция обуславливает различные различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

  • Неспецифическое, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет ( это автомобиль, дом, человек).
  • Специфическое, человек узнает конкретный предмет (автомобиль моего брата).

Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом восприятия, а все остальное — фон. Избирательность касается не только объектов, но и событий. Восприятие особо выделяет редкие и повторяющиеся события. Это позволяет подсознательно выявлять закономерности и объясняет «закон парности» — наблюдаемую людьми повторяемость крайне маловероятных событий.

Иллюзии — неправильное, искаженное восприятие. Истинность восприятия проверяют практикой. Чайная ложка в стакане чая или весло, погруженное в воду, кажутся нам переломленными, но мы извлекая их из воды убеждаемся в их целостности.

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдательность — целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдательность, как свойство личности есть стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов, явлений. Наблюдение — это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления — сравнением, анализом. Иначе его называют «думающим восприятием». Наблюдение всегда осуществляют с той или иной познавательной целью, связанной с ясным представлением задач и предварительной разработкой плана наблюдения. Наблюдательность тесно связана с любознательностью, живым, пытливым интересом к предметам и явлениям.

Источник:
Основы психологии
Психология (от гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение») — буквально «наука о душе», или наука о психических процессах, происходящих в душе человека. Психология
http://ru.wikiversity.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

COMMENTS