красота человека в искусстве

Книга: Красота человека в искусстве

В искусстве XVII века преобладают яркие, могучие индивидуальности – будь то сам художник или созданные им творения, сохранившие героическое звучание образов Возрождения. Подобно персонажам Шекспира, люди, которых мы видим на полотнах Рембрандта, Рубенса и Пуссена, поражают своей внутренней духовной силой, своей кипучей активностью, своей способностью к страстному переживанию. Все это исчезает в XVIII столетии под нивелирующим воздействием придворно-аристократической культуры.

Замечательный французский мастер Ватто первым уловил этот новый идеал эпохи, запечатлев его в своих картинах и в бесчисленных рисунках, которые он делал с натуры, чтобы затем перенести в живописные композиции. Как никто до него, Ватто умел схватить подвижную игру физиономии, почти незаметные оттенки чувств, беглый взгляд, скользнувшую и вдруг потухшую улыбку. Мы никогда не увидим в его искусстве ни сильных жестов, ни сильных страстей, у него все – намек, все – обещание, все – игра, порой – грустное воспоминание или мечтательная рассеянность.

Недостаток индивидуальности и жизненной силы часто заставляет воспринимать эти изысканные грациозные фигурки лишь с чисто внешней декоративной стороны. <…>

Этой утере интереса к человеческой личности, которая становится характерной для многих модных художников XVIII века, представляющих наиболее поверхностную и фривольную сторону уже вырождающегося аристократического искусства, можно противопоставить другие искания, где ясно проступает развитие той самой линии увлеченного анализа человеческих чувств, которая на заре XVIII века была начата в творчестве Ватто.

Развитие сентиментализма в конце XVIII века не замедлило сказаться и на эстетических представлениях эпохи. Огромным успехом пользовались образы молоденьких девушек Грёза с их показной наивностью, игрой в сельскую простоту и аффектацией нежных чувств. На самом деле эти хорошенькие «молочницы» и «деревенские невесты» в их белых чепчиках и небрежно завязанных косынках не так уж далеки от соблазнительных нимф Буше, они лишь участвуют в своего рода кокетливом маскараде, вызванном новой модой.

Гораздо более глубокие и поэтические образы дает в это время английская школа живописи, переживавшая тогда период своего наивысшего расцвета. Работая преимущественно в портрете, английские художники, и прежде всего Гейнсборо, создают богатую галерею характерных и ярких типов, где правдивое отображение модели являлось часто овеянным взволнованным и проникновенным лиризмом.

То утонченно-женственное начало, которое, по-разному преломляясь, окрашивало все искусство XVIII века, находит начиная со второй половины столетия могучее противодействие, связанное с новыми поисками героического и значительного.

Изысканному, декоративному, но зачастую поверхностному современному искусству они противопоставляют свои искания сильных и значительных по содержанию образов, воплощающих новый этический и эстетический идеал. Под влиянием распространившихся просветительских идей в искусство проникает стремление к большой теме, к идейности, монументальности, созданию обобщенного образа большого звучания. Одним из гениальнейших памятников мирового искусства, где особенно сильно выразились эти новые устремления, явился памятник Петру I французского скульптора Фальконе, воздвигнутый в Петербурге в 1765–1782 годах.

Этот памятник задумывается Фальконе не как традиционный образ прославленного монарха, а как образ гения и созидателя, преобразователя своей страны, которую он, преодолевая все препятствия, выводит на новый и славный путь. Скульптор сознательно отбрасывает все пышные атрибуты и сложные аллегории, обычно украшающие подобные монументы, стремясь к предельной выразительности самой фигуры. Сохраняя определенные конкретно-индивидуальные черты своего героя, он в то же время трактует весь образ в обобщенно-символическом плане, наполняя его необычайно богатым содержанием.

Представляя образ Петра как бы носителем разумно преобразующей и дерзновенной силы человечества, Фальконе воплотил в нем свой идеал народного героя, открывающего дорогу в то светлое будущее, к которому устремлялись думы и надежды лучших людей его поколения.

В этой высокой этической и общественной содержательности прекрасного образа уже явно выразились идеи классицизма, ставшего к концу XVIII века ведущим художественным течением во всей Европе.

Стремление придать им наиболее универсальный общечеловеческий характер заставило художников отбросить все индивидуальные черты как несущественные и принять как единую норму и образец ту красоту, которая была достигнута в памятниках классического искусства. «Благородная простота» и «спокойное величие», которыми Винкельман и Гёте восхищались в созданиях античных мастеров, легли в основу новой эстетики, где чистота форм и линейная строгость рисунка одержали верх над барочной динамикой и чувственной прелестью колорита. Древние скульпторы становятся учителями живописцев, создания которых часто напоминают ожившие статуи, и лишь одно только изображение человеческой фигуры занимает внимание художников.

Приближение французской революции придало особую силу этой романтической мечте о возрождении античного идеала свободной и прекрасной человеческой личности. Но чем больше разгоралась предреволюционная борьба, чем больше обострялись социальные конфликты, тем ярче выявлялось то внутреннее противоречие, которое таилось в этом прекрасном идеале для современности.

Бурные события эпохи, накаленность политических страстей не имели ничего общего с тем «спокойным величием», которого искали художники, и больше всего это сказывается в творчестве самого выдающегося из французских мастеров – Жака Луи Давида, основоположника революционного классицизма. Его знаменитая картина «Клятва Горациев», прославляющая подвиг древних римских героев, в действительности апеллировала к современникам художника, призывая их на борьбу, и вся та античная красота, к которой стремился Давид, оказалась пронизанной совсем не античной страстью и экспрессией. В мужественной красоте трех воинов с их атлетическими телами и строгими профилями камей нет и следа невозмутимого спокойствия Дорифора.

В своих замечательных портретах, где непосредственная целостность восприятия органически сливалась с присущим ему чувством классической формы, Давид, сам того не подозревая, больше приближался к духу подлинной античности, чем в своей исторической живописи, полной самых противоречивых тенденций. Таков его известный портрет г-жи Рекамье, где тонкая античная стилизация так грациозно и естественно сплетается с характеристикой красивой модели, а непринужденность позы – с изысканной продуманностью всей композиции. В этом портрете, полном гармонической ясности, суровый гений Давида неожиданно обращается к нам своей лирической стороной, говоря о широком диапазоне творческих возможностей мастера и его стиля.

Красота человека в искусстве XVIII века

Тема: «Красота человека в произведениях искусства».

Цель: Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, правильно и грамотно выражать свои мысли: в прослушивании музыкальных композиций, при анализе произведений живописи, поэзии.

1) Образовательная: обработка навыков работы с красками, научить составлять свой портретный образ, научить сравнивать музыку.

2) Воспитательная: воспитание интереса к произведениям художников, композиторов, писателей; внимательность.

3) Развивающая: развитие творческой активности, общения учащихся, развитие умения правильно подбирать мелодию к портретам.

Тип урока интегрированный.

. Для учителя: проигрыватель, магнитофон, компьютер,

классная доска, планшет для выставки, краски, книги

слайд— тема урока

слайд— Андрей Рублев «Троица»,

слайд— Леонардо да Винчи «Джоконда»,

слайд— « Девочка с персиками»,

слайд — портрет детей художницы З. Серебряковой,

слайд-.Ренуар «Портрет мадам Анри»,

слайд— «Наталья Николаевна Пушкина»,

слайд — « Портрет М. Мусоргского».

Музыкальный ряд: Романс «Очарована, околдована». Классические произведения. Инструментальные произведения.

Стихотворения русского поэта из марийского края Николая Заболоцкого «Портрет», «Некрасивая девочка», «Мадонна».

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, эмоционального воздействия, сравнения.

1. Организационный момент.

2. Красота человека в произведениях искусства:

а) изобразительном искусстве;

в) музыке. Беседа о красоте человека

3. Закрепление темы. Итог.

4. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих, готовности к уроку.

2. Введение темы. Беседа по теме урока.

Беседа о красоте человека.

Учитель.- Обратить внимание на эпиграф.( эпиграф написан на доске)

слайд:«Как прекрасна Земля и на ней человек!»

Человек всегда был и остался главной темой в искусстве.

тема сегодняшнего занятия слайд: «Красота человека в произведениях искусства»

Беседа с детьми: Что такое красота?

Красота – мир и гармония, это то, что трогает душу.

У каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Образ мужчины неотделим от его труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря… (С.33) 4 кл.

Человеку свойственно стремление к прекрасному, красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. На земле бесконечно много людей, каждый из них понимает красоту по-своему. Кто-то определяет красоту через внешность, а кому-то нравится внутренне красивый человек.

Многие поэты, композиторы, художники воспевали красоту в своих произведениях, выражая свои ощущения, записывали их языком искусства, звуками, красками, словами.

Есть очень хорошее стихотворение у русского поэта из марийского края Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». /Звучит классическая музыка/

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу,

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Ни тени зависти, ни умысла худого,

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою одни переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то, что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вопрос: Какую красоту вы увидели в этих строках?( ответы детей)..

Учитель. — Действительно, красоту определяет душа, внутренняя сущность. Духовная красота выше внешней.

Давайте теперь рассмотрим, как художники выражали красоту человека в своих портретах.

Огромные духовные сокровища накоплены в ходе развития живописи. Художники всегда старались рассказать о мыслях и чувствах своего народа. Они работают мечтая о прекрасном мире.

В разное время художники по-разному передавали в своих портретах красоту человека.

Кроме внешнего сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Слайд— Древнерусская икона – воплощающая идею бога является святыней и примером живописи, передающей не земную, а божественную красоту. В картине «Троица» художник Андрей Рублев изобразил событие, о котором говорилось в древних сказаниях. В старину все хорошо знали эти сказания и верили, что бог создал землю и людей, что он управляет жизнью людей на земле, посылает с неба на землю крылатых ангелов, чтобы передать людям свою волю.

В этой работе художник изобразил трех прекрасных юношей, сидящих за столом. Вокруг головы у каждого- сияние. За плечами — крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно, глубоко задумавшись о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы.

Что воспел художник в этой картине? (ответы детей)

Учитель. Художник в этой работе воспел дружбу, любовь, согласие, мир, которые так нужны людям.

Слайд-. Кто не знает гениев эпохи Возрождения, таких как: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне. Духовная красота — главная тема итальянских мастеров, они не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.

В эпоху Возрождения изображение Мадонны явилось идеалом земного совершенства. (беседа по картине Леонардо да Винчи « Джоконда»,показать Джоконду – нежный, пронзительный взгляд, плавная линия рук). )

Этот портрет знает практически каждый человек на земле, хранящий много лет свою загадку.

Художники эпохи Возрождения в религиозных героях старались увидеть обыкновенных людей, передать человеческие чувства, переживания, умели передавать тончайшие нюансы переживаний своих героев.

-Почему этот портрет до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной? ( Ответы детей)

Художники изображали и детей, и пожилых людей, ведь красота души неподвластна времени, внешняя красота со временем уходит, но душа остается независимо от возраста.

Слайд- Обратите внимание на работу русского художника. Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». Художник написал портрет юной девочки-подростки, сидящей у стола, в светлой комнате. В этой работе художник стремиться выразить художественными средствами свое радостно-непосредственное, отрадное восприятие жизни: богатая игра разнообразных оттенков цвета.

— Какой образ показал художник? ( ответы детей)

— Да, действительно: создал в своей картине обобщенный образ юности, красоты, очарование детства, образ счастливой поры человечества, счастья жизни.

Слайд — « Портреты детей», « Детский портрет»

Особенно прелестны и очаровательны женские образы. Поэты, художники, композиторы воспевали женскую красоту, в них столько таинственности, столько загадок. Прослушивание музыкального произведения. /Звучит песня «Очарована, заколдована»./

— Какое художественное произведение вы бы выбрали этой песне? (ответы детей)

Слайд — Очень хороши женские портреты художника Федора Рокотова. Один из лучших портрет жены богатого барина Николая Струйского Александры Петровны Струйской. Николай Заболоцкий написал стихотворение об удивительном умении художника уловить тонкость и сложность человеческой души.

«Портрет» (стихотворение читает ученица 6 класса )

/Звучит классическая музыка/

Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Вопрос: — Что увидел поэт в этом портрете? ( ответы детей)

Учитель. В загадочных глазах увидел улыбку и слезы, испуг и восторг, горячность и тоску.

— Скажите, пожалуйста, когда вы смотрите на портрет, на что больше всего обращаете внимание? (ответы детей)

Учитель. В картине большее внимание уделяется глазам. Глаза – это зеркало души. Духовная красота человека отражается в глазах, движении, жесте.

Знали юные красавицы:

Нам будут нравиться!

Обращение учителя к детям:

— как вы думаете, в портрете играет ли большую роль сочетание цвета? (сравните портреты…)

6) Слайд — Беседа по картине. Давайте посмотрим на экран портрет Натальи Николаевны Пушкиной, жены русского поэта .

Вопрос:- какой образ вы видите в этом портрете? (ответы детей)

Учитель. Мечтательный, нежный, добрый, ласковый…

Теперь очень внимательно послушаем, как обращался к будущей жене.

Стихотворение «Мадонна» (читает ученица 6 класса.

Звучит классическая музыка)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель-

Они с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Вопрос: — Какими словами выразил красоту Натальи Николаевны?

— Пречистая моя Мадонна;

— Чистейшей прелести чистейший образец.

Учитель. Живопись тесно связана с музыкой. И что такое «Музыка в живописи»?

Портреты ли композиторов, изображения людей, произведения ли с сюжетами и образами или что-то более сложное, глубинное?

Вопрос: Музыкальны ли рассматриваемые портреты?

Да, музыкальны. Портретные черты передаются через характер музыки, манеру ее исполнения. В каждом сквозь внешние черты проступают духовный мир создателей великой музыки. Мир души, мир творческого вдохновения, мир скорби – подлинные стихии музыки, в которых она обретает свою силу и возвышенную красоту.

Какой же можно сделать вывод: За внешними чертами человека мы должны угадывать, чувствовать мысли, переживания, внутреннюю жизнь.

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, поэт, композитор, как он относился к красоте человека.

Закрепление темы. Итог урока.

1) .Вопросы для обсуждения:

— Что для каждого из вас значит «красота»?

-В чем вы видите красоту в искусстве?

— Всегда ли внешний облик отражает внутренний мир человека?

Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему « Красота человека» на одну из рассматриваемых портретов..

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, читать стихи, любоваться полотнами художников.

Источники:
Красота человека в искусстве XVIII века
В искусстве XVII века преобладают яркие, могучие индивидуальности – будь то сам художник или созданные им творения, сохранившие героическое звучание образов Возрождения. Подобно персонажам
http://vneshnii-oblik.ru/kultura/ist-kult2/vissk.html
Тема: «Красота человека в произведениях искусства»
Тема: « Красота человека в произведениях искусства». Цель: Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, правильно и грамотно
http://www.pandia.ru/text/77/378/35597.php

COMMENTS