Генетическая психология

Генетическая психология

Генетической психологией называют область, которая занимается изучением происхождения и развития психики живых существ. Она исследует психику животных, детей, взрослых людей. Было установлено, что психика развивается по определенным стадиям и переходит от низших форм к высшим. Ученые уделяли много времени детству и юности, но сегодня интересы переместились к зрелости, старости и приближению к смерти. Для генетической психологии много сделал Жан Пиаже – известный швейцарский ученый и психолог. Он провел множество работ по изучению психологии детей и заложил фундамент современной науки.

Этот метод имеет особое значение. Он исследует развитие личности или другого психического явления, изучает генетику личных психических особенностей, выясняет соотношение ролей гена и среды в его формировании. Его можно назвать способом исследования природных социальных явлений на анализе их развития.

Становление человеческой психики тесно связано с социумом и его порядками. Если верить теории эволюции, наша психика имеет свойство изменяться вместе с социумом. Она может развиваться в двух видах – при формировании ребенка и при становлении человеческого рода. Многие психологи считают, что становление психики является одинаковым при развитии первобытного рода и отдельной личности. Стадии развития психики фиксируются в нервных образованиях и таким образом передаются по наследству, но развитие личности может приостанавливаться или ускоряться, что зависит от социальной ситуации. Таким образом, психическое развитие зависит от нашей среды, от воспитания и окружения.

Генетическая память хранит информацию в генотипе. Такая память передается и сохраняется по наследству. Какой же механизм запоминает эту информацию? Ученые пришли к общему выводу, что этим механизмом являются мутации и последующие изменения генных структур. Генетическая память является единственной памятью, на которую нельзя повлиять через обучение или воспитание. Память опыта наших предков представлена нервными структурами головного мозга.

Генетическая психология Жана Пиаже позволила сделать множество научных открытий и найти объяснение определенным явлениям. Тем не менее, ученые продолжают труды великого исследователя – множество деталей являются спорными до сих пор.

Источник:
Генетическая психология
Генетической психологией называют область, которая занимается изучением происхождения и развития психики живых существ. Она исследует психику животных, детей, взрослых людей. Было установлено,
http://kak-bog.ru/geneticheskaya-psihologiya

Генетическая психология

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .

Смотреть что такое «Генетическая психология» в других словарях:

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Обычно этот термин употребляется как приблизительный синоним того, что называется психологией развития. Однако обратите внимание, что генетическая психология также включает в себя такую отрасль, как сравнительная психология, и имеет тенденцию… … Толковый словарь по психологии

генетическая карта патологий морбидальная карта — генетическая карта патологий, морбидальная карта * генетычная карта паталогій, марбідальная к. * morbid map диаграмма, на которой указаны локализации на хромосомах генов, являющихс ричиной наследственных заболеваний. Генетическая коадаптация *… … Генетика. Энциклопедический словарь

Психология развития — Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540 1543. Музей Прадо. Мадрид Психология развития (Возрастная психология)  отрасль психологии, изучающая психологические … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

психология генетическая — пытается понять, как происходит развитие психическое человека с первых часов жизни и до смерти. До недавних времен основное внимание уделялось детству и отрочеству, кои казались основными этапами в развитии человека. Но постепенно центр тяжести… … Большая психологическая энциклопедия

генетическая эпистемология — Этимология. Происходит от греч. genesis происхождение и epistemоlоgia теория познания. Автор. Ж.Пиаже. Категория. Вариант биогенетической концепции. Специфика. В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Психология — (от Психо. и . Логия) наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей… … Большая советская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ — (сравнительная психология, зоопсихология), отрасль психологии, изучающая психику животных. Исследования в этой области, проводимые как в лабораторных, так и в естественных условиях, направлены на изучение психологических факторов, влияющих на… … Энциклопедия Кольера

Генетическая эпистемология — (греч. genetikos epistemologia теория познания) психология развития знания. Чаще всего при этом имеется в виду когнитивная психология, представленная в трудах Ж.Пиаже и его школы. Основные положения теории Ж.Пиаже таковы: 1. знание развивается… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник:
Генетическая психология
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 . Смотреть что такое «Генетическая психология» в других словарях: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
http://psihologiya_cheloveka.academic.ru/75/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Генетическая психология

Автор работы: ***@mail.ru

ГОУ ВПО «Марийский Государственный

Студентки 1 курса

Иванова Светлана и

  1. Введение.
  2. Основные понятия по теме.
  3. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже:
    1. Ж.Пиаже как основатель генетической психологии
    2. Исследования Ж.Пиаже
    3. Этапы эксперимента
    4. Значение Пиаже в развитии генетической психологии
  4. Л.Кольберг
    1. Исследования развития нравственных суждений у детей
    2. Уровни развития нравственных суждений
  5. Д.С.Брунер: закономерности
    1. Исследование влияния потребности и ценностных ориентаций на процесс восприятия
    2. Теория перцептивных гипотез Д.С.Брунера
  6. Заключение
  7. Задания для самостоятельной работы:
    1. Приложение 1
    2. Приложение 2
    3. Приложение 3
  8. Список использованной литературы.

Основные понятия по теме

Генетические подходы полностью утвердились в сравнительной, возрастной (детской), общей и прикладной психологии, эти подходы проникают в дифференциальную психологию, в психологию воспитания и социальную психологию личности. Он является более поздним по времени и лишь оформляющимся в наше время.

Генетическая психология – это отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие основных форм психической деятельности животных и человека в их филогенезе и онтогенезе.

При изучении психики животных генетическая психология опирается на зоопсихологию, а при изучении деятельности и сознания человека – на возрастную психологию. Актуальными проблемами генетической психологии являются раскрытие условий возникновения психики животных и человека (в филогенезе), различных типов деятельности ребенка, определяющих развитие основных форм его психики (в онтогенезе).

Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии.

Он начал читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг «Мышление и речь ребенка» (1923), «Моральное суждение у ребенка» (1932). В них он изложил основы своей концепции когнитивного развития детей, рассматриваемого им как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. В 1949-1951 гг. Пиаже создал свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию» (1951), а в 1955 г. возглавил созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. Директором этого центра Пиаже был до конца жизни.

В течение 2 лет он работал в лаборатории А.Бине, куда он был приглашен для исследования шкал измерения интеллекта. В это же время Пиаже начал уделять изучению типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых на первый взгляд теста Бине.

Свою теорию детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического явления является развитие интеллекта.

Интеллект – это структурирование, придающее определенную форму взаимодействиям субъекта со средой; специфика интеллекта зависит от природы, форм, которые он конструирует. (Пиаже)

Интеллект – это результат усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей», т.е. способов, знаков, операций, помогающих ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач (Д.С. Брунер).

В cерии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Так, дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве, характер их рисунков изменялся, и они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный) и пробку.

Таким образом, Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и служит логическое мышление.

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивает, что в научной психологии всякое исследование должно начинать-

ся с изучения развития и что «именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и их функционирование у взрослого».

Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается человеку в готовом виде при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Одним из любимых примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего понятием числа, который осознает его значение, перебирая камушки, играя с ними, выстраивая их в ряд, и таким образом открывает понятия ОДИН, ДВА, МНОГО.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы: ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции схема построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы. Примером ассимиляции Пиаже считал игру, в рамках которой ребенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действительно является адекватной, полностью отражает все нюансы данной ситуации. Само развитие, по мнению Пиаже, представляет собой чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Понятия ассимиляции и аккомодации выражают пристрастно-действенное отношение организма к окружающему миру в ходе формирования у него новых знаний и умений.

Кратко охарактеризуем выделенные Пиаже стадии развития интеллекта.

Первая из них, занимающая период времени от рождения до 1,5-2 лет, представляет собой этап подготовки и функционирования сенсомоторного, практического доречевого интеллекта. В это же время складывается перцептивная деятельность ребенка. Вторая стадия (от 2 до 7-8 лет) определяется Пиаже как этап предпонятий и интуитивной мысли. Третья стадия, простирающаяся от 7-8 до 11-12 лет, является этапом конкретных операций. И, наконец, четвертая стадия знаменует появление структуры формально-логических операций или рефлективного интеллекта.

Каждую стадия Пиаже определяет как результат перестройки предыдущей.

Интеллект рассматривается как естественное выражение сложнейшей жизнедеятельности организма на тех уровнях, когда он превращается в социально обусловленное существо – человека.

Источник:
Генетическая психология
Автор работы: ***@mail.ru ГОУ ВПО «Марийский Государственный Студентки 1 курса Иванова Светлана и Введение. Основные понятия по теме. Теория развития
http://turboreferat.ru/psychology/geneticheskaya-psihologiya/145451-736655-page1.html

Генетическая психология

Гуманистическая психология — это направление в западной психологии, признающее личность как целостну

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по истории психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по истории психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под в

Основатель генетической психологии — швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980). В 1949-1951 гг. Пиаже создает основной труд «Введение в генетическую эпистемологию».

Свою теорию развития детского мышления он построил на логике и биологии. Он исходил из того, что основой психического развития является развитие интеллекта. И пришел к выводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые проходит ребенок в формировании адекватной схемы ситуации. В процессе адаптации и формировании адекватной схемы используются два механизма построения схемы — ассимиляция и аккомодация.

Пиаже открывает такие особенности детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному), артифициализм (искусственность мира), анимизм (одушевленность).

Л. Кольберг утверждал, что формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях связано с познавательными процессами.

Д. С. Брунер открыл новые закономерности познавательного развития. Анализируя структуру восприятия, он выделил три компонента: представление об окружающем мире в форме действий, образов, слов. Таким образом, он создал теорию перцептивных гипотез: все познавательные процессы представляют предметы окружающего мира, которые объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения категорий.

Источник:
Генетическая психология
Основатель генетической психологии — швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980). В 1949-1951 гг. Пиаже создает основной труд «Введение в генетическую эпистемологию». Свою теорию развития детского мышле
http://cribs.me/istoriya-psikhologii/geneticheskaya-psikhologiya-piazhe-kolberg-bruner_

COMMENTS