Формы общения

Понятие общения

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сфе­рами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различаются следующие виды общения:

1) по положению коммуникантов в про­странстве и времени – контактное-дистантное,

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное-опосредованное,

3) с точки зре­ния формы существования языка – устное-письменное,

4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,

5) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,

7) с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное

8) по характеру передоваемого содержания – информативное-фатическое.

Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой.

10/ 10 Основные феномены межличностного общения и общения в группе, их природа.

Роль и ролевые ожидания, смысловые или коммуникативные барьеры(социальный: политика, религия или псих. характер), каузальная атрибуция, стереотипизация, идентификация, рефлексия(социальная)

Феномены общения в группе:

Референтность, лидерство, конформность и нонконфорность

Каузальная атрибуция – интерпритация причин поведения др людей. Причины – мотивы или цели(не зная истинных причин, делают выводы)

Стереотипизация – классификация и оценка форм поведения, при кот причины приписываются к уже известной категории стереотипов

Идентификация – буквальное отождествление себя с др человеком, при общении мы начинаем мыслить, чувствовать и вести себя как партнер по общению

Эмпатия – когда субъект понимает чувства человека, но не идентифицируется с ними

Рефлексия – осмысление субъектом того, с какой целью и с каким рез-м он произвел впечатление на человека. Происходит взаимный перекрест разных миров

Референдум – это отношение значимости, кот связывает субъект с др чел-м или группой лиц.

Референдность – особое кач-во личности

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению, проявл-ся в изменении поведения и установок. Ранее не подчинялся позициям большинства, а теперь подчиняется

Конформность: внешняя- чел демонстрат. Подчиняется мнению группы, но остается при своем мнении. Внутр. – отказывается от своего мнения в пользу большинства

Нонконформность – чел хочет поступать всегда на перекор мнения других

Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой ситуации.

Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавит партнёра, дискредитируя и унижая его.

12/ Групповая динамика — это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д.

Виды групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков — половых, национальных, возрастных, имущественных и др.).

Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними.

По роду деятельности малые группы бывают: промышленные, учебные, любительские.

По способу возникновения: формальные — возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 — 20 чел); неформальные или контактные — возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 — 8 чел)

По степени развития межличностных отношений — от дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида: группы членства (все люди в группе); референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Можно выделить следующие функции группы.

Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида

Структура малой группы подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения)

13/понятии “индивид” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидомможно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Личностьюв психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами.

15/Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действийФункции самосознания

· Самопознание — получение информации о себе.

· Эмоционально-ценностное отношение к себе.

Источник:
Понятие общения
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как
http://studopedia.ru/15_53790_ponyatie-obshcheniya-funktsii-vidi-formi-obshcheniya.html

Формы общения

Формы общения классифицируются по различным признакам. Воспользуемся той классификацией, в основу которой положен организационный аспект взаимодействия. В соответствии с ней к формам общения относятся индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и др.

Беседа является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями, чувствами и др.

Согласно цели общения различают беседы:

  1. Ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и прочего. Люди, общаясь, придерживаются определенного речевого этикета)
  2. Личностные (общение между близкими людьми — родными, друзьями, детьми и т.д. Считается, что именно в таких беседах проявляются этико-психологические основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности)
  3. Деловые (их предметом является , как правило, конкретное дело)

В зависимости от количества собеседников беседы делятся на индивидуальные и групповые. Поскольку каждая беседа — это акт творчества, проявления индивидуальности, то общих рецептов, которые бы способствовали ее эффективности нет. Между тем в практике общения, особенно делового, сложились определенные требования, рекомендации, принципы ее проведения. Именно о деловой беседе речь пойдет далее.

Деловая беседа может выполнять следующие функции: обмен деловой информацией, контроль и координация начатых действий, формирования перспективных мероприятий, стимулирование активности партнера по общению, его умственных способностей, поиск и разработка стратегий и межличностных отношений поведения и т.д.

Индивидуальная беседа характеризуется наличием диалога между двумя собеседниками. Целью проведения деловых индивидуальных бесед с уточнения позиции каждого участника взаимодействия, получение дополнительной информации о них, нахождение объяснения тем или иным их действиям.

Обычно деловые и индивидуальные беседы делятся на две группы:

  1. беседы «свободные» с двусторонним обменом информацией, происходит без специальной подготовки;
  2. беседы, специально подготовленные и строго регламентированы.

Одновременно деловая беседа может быть официальной и неофициальной, кратковременной или долгосрочной, полезной или бескорыстной, добровольной или вынужденной.

Каждую деловую беседу целесообразно рассматривать с таких позиций:

  1. достижение положительного результата для участников взаимодействия;
  2. презентация своих профессиональных характеристик, их проверка в процессе делового общения;
  3. утверждения своего имиджа средством эффекта «личной привлекательности», чтобы привлечь к себе симпатий присутствующих во время беседы;
  4. сбор данных о противоположной стороне как делового, так и личного характера;
  5. актуализация делового интереса и человеческого взаимопонимания.

Мастерское воплощение в жизнь названных аспектов — гарант высокой результативности деловой беседы. При этом «золотым правилом» проведения деловых бесед является известная фраза — «не сжигать мосты», то есть как бы ни складывалась деловая беседа, никогда не следует забывать, что мир «тесен», возможны эффекты «бумеранга» и «недоброй славы». Поэтому сохранение доброжелательных отношений (деловых и личных) всегда желаннее, чем обретение недоброжелательного отношения к себе.

В научной литературе описано немало рекомендаций, которые способствуют эффективности деловой беседы.Прежде всего пожелания касаются предварительной подготовки к деловой беседе.

Основные задачи которые необходимо ставить , при планировании деловой беседы:

  1. тщательно продумать цель данной акции;
  2. отработать логику ее осуществления;
  3. подобрать специальные приемы (средства) для стимулирования коммуникативной активности и нейтрализации негативного поведения оппонента.

Как видим, подготовка к деловой беседе начинается с разработки плана действий, установки его цели и задачи. Далее определяется стратегия и тактика поведения в ней. При этом особое внимание обращают на содержательный аспект выступления, постановку вопросов, ответы на возможные вопросы.

Человеку, который планирует беседу, необходимо проанализировать свою занятость, продолжительность предполагаемой беседы, продумать, удобно ли выбрано время для собеседника.

Искусству устанавливать деловые контакты с людьми можно научиться, но наряду с этим необходимо иметь еще и доброжелательный интерес к собеседнику, т.е. тон беседы с участниками взаимодействия должен быть доброжелательно-деловым, это быстро создает атмосферу взаимного доверия.

Известно, что человек, прождавший больше получаса встречи, вряд ли будет настроен доброжелательно на беседу. Поэтому пунктуальность укрепляет атмосферу, причем пунктуальность обоих собеседников, и если время беседы просрочено, нужно предупредить партнера о непредсказуемой задержке и попросить его подождать, указав время с небольшим запасом.

Важными являются рекомендации по воплощению в жизнь логики проведения деловой беседы, творческой интерпретации ситуаций, возникающих в их ходе (во время разговора), внутренней «мозговой атаки» с целью решения неожиданных проблем. Речь идет о своего рода русле ее прохождения, составными компонентами которого являются вступительная, основная и завершающая части.

Относительно вступительной части, то она охватывает такие фазы, как начало беседы и передачи информации. То, с чего и как начать беседу, имеет важное значение для успешного ее осуществления и достижения конечной цели. В практике делового разговора нередко много бесед «заканчиваются», так и не начавшись.

  • Во-первых, не было обеспечено психологического контакта, то есть духовной связи между собеседниками (его установка является важным элементом в начале беседы, который может быть вербальный — через «эффект первых фраз», невербальный — через «встреча взглядов », улыбку и т. п.
  • Во-вторых, не установлено эмоционального контакта с собеседником (если, скажем, собеседник возбужден, ему нужно помочь успокоиться, т.е. речь идет об ориентации в ситуации на человека);
  • В-третьих, не выдержано правил коммуникативной адаптации обеих сторон к визуальному имиджу участников беседы, в манере говорить и слушать;
  • В-четвертых, не соблюдение специфических и риторических приемов вступительной части (вот некоторые из них: визуальная презентация своего доверия и симпатий противоположной стороне, понятное и яркое освещение сути проблемы , жесткое соблюдение временного режима обмена информацией и т.п.).

Основная часть включает непосредственную деловой разговор по существу проблемы, то есть речь идет о таких фазах беседы, как аргументирование или опровержение доказательств собеседника.

Строя основную часть беседы, следует помнить, что в каждой деловой индивидуальной беседе ситуацию, которая сложилась, рассматривают с разных точек зрения два человека, причем каждая из них считает, что ее мнение самое правильное. Именно поэтому необходимо представить полную картину событий или обстановки, ориентируясь на слова собеседника. При этом чрезвычайно важным является умение слушать и правильно ставить уточняющие вопросы, которые помогают раскрыть мысли собеседника, и как вывод — правильно определить его взгляды. Поэтому первое слово за собеседником.

Внимательно слушая его, другой участник взаимодействия может понять, что он хочет или, наоборот, не хочет или не может сказать без его помощи. Практики советуют, что все уточняющие вопросы, которые вы ставите в процессе беседы, должны быть очень конкретными и тактично, не содержать двойного смысла и быть обоснованными.

Если деловая беседа строится на заранее подготовленных вопросах (имеет «сценарий»), первым из них следует сформулировать просто и интересно, но не дискуссионно. Именно поэтому, чем больше вы хотите убедить, тем меньше вы должны утверждать. И только после этого можно убедительно и подробно высказать свою точку зрения, причем так, чтобы оппонент увидел событие или проблему как бы с другой стороны и критически пересмотрел свои взгляды, исходя из более полного знания ситуации.

Очень неблагоприятной и неэффективной становится для беседы несдержанная категоричность суждений. Речь идет о таких фразах, как «здесь каждому понятно», «здесь не может быть двух мнений», которые не только не убеждают, но и уничтожают доброжелательность собеседника.

Практика организации деловых бесед показывает, что, обладая одинаковыми знаниями, люди часто не могут договориться. Такое случается потому, что у каждого из них свой взгляд, сквозь который они «пропускают» окружающий мир. Именно поэтому в процессе беседы всегда необходимо последовательно проводить основную мысль, что помогает выявить важные факторы и прийти к определенным выводам и решениям.

Также следует пытаться «услышать текст между словами»; не поддаваться мысли, что собеседник ошибается, выбирать правильные моменты для замечаний и делать их в тактичный форме; проявлять самокритичность в встречных замечаниях; терпеливо выслушивать возражения.

Источник:
Формы общения
Кратко о формах общения
http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=6

Формы общения

Общение – необыкновенно сложный и многоплановый процесс межличностного взаимодействия, и он имеет множество классификаций.

Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками.

Выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств.

По содержанию общение может быть:

материальное (обмен предметами, продуктами);

когнитивное (обмен знаниями);

кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами);

деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями и навыками).

По целям общение может быть биологическим (для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным (для установления и развития межличностных отношений).

В зависимости от различных признаков общение можно разделить на следующие виды:

1) контактное – дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени);

2) непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»);

3) устное – письменное (с точки зрения формы существования языка);

4) закрытое – открытое;

5) частное – деловое;

6) официальное – неофициальное и др.

Под содержанием общения понимают информацию, которую сообщают друг другу люди в процессе общения. Люди обмениваются друг с другом огромным количеством информации. Вот только некоторые ее типы:

• приобретенные умения и навыки;

• сведения о потребностях;

• сведения об эмоциональных состояниях.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У людей количество целей общения по сравнению с животными сильно увеличилось. Общение людей используется ими как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, творческих, эстетических.

Виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

– мотив кооперации (общий выигрыш);

– индивидуализм (собственный выигрыш);

Психологи выделяют восемь основных целей общения:

• контактная – «установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения»;

• информационный обмен сообщениями – прием и передача сведений, информации;

• побудительная стимуляция – склонение человека к каким-либо поступкам или действиям;

• координационная – взаимное ориентирование при совместной деятельности;

• эмотивное возбуждение – обмен эмоциями;

К основным целям общения относят достижение изменений:

– в мотивационной сфере;

– в познавательной сфере;

– в эмоционально-волевой сфере;

– в поведенческой сфере.

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели.

Выделяют следующие формы общения:

1) «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

2) примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

3) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т. д.);

5) деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

6) духовное. Межличностное общение (доверительно-неформаль­ное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции;

7) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника;

8) ритуальное общение – поддержание определенных норм, ритуалов общения;

9) светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперации – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации – «не обманывай»; 4) принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть свой (невербальный) канал общения».

Источник:
Формы общения
Общение – необыкновенно сложный и многоплановый процесс межличностного взаимодействия, и он имеет множество классификаций. Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого
http://www.studfiles.ru/preview/5611438/page:4/

COMMENTS