Философия эгоизма

Скачать работу

Н.О. Лосский, как один из ярких представителей русской религиозной фило софии, считает, что «многие поступки совершаются человеком…вп олне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды». Он трактует слово «эгоизм», в противоположность альт руизму, как «поведение, имеющее целью удовлетвор ение личного желания, в ущерб более ценным интересам других людей или в ущерб неличны м ценностям». Однако мы понимаем эгоизм как поведение, имеющее целью удовлетворение, в первую очередь, личного желания, далеко не всегда в ущерб интересам других людей или неличным ценностям. Некоторые авторы считают, что все поступки человека эгоистичны по своей природе, ибо он делает только то, что считает наилучшим для себя в данный момент. А оттого, что человек для себя считает наилучшим, зависит форма выражения эгоизма.

    Свобода от каких-либо обязательств перед другими.

ценность. Надо еще иметь в виду, что обязанности перед другими возникают у человека, когда у него есть определенные позитивные чувства — симпатия, дружба, любовь, уважение. Вот по какой причине этика заботы, в отличие от этики эгоизма, базируется на понятиях симпатии, сострадания, дружбы, любви. Появление же подобных понятий и чувств в познавательном и эмоциональном мире себялюбивых, а следовательно, и принятие ими определенных обязанностей сковывало бы их и побуждало к самоограничению и самопожертвованию, на что они просто не способны. «Никто не смеет ничего предписывать мне, и сам я определяю

свое отношение, — писал Штирнер. — Еще яснее это можно вы разить так: я не имею никаких обязанностей по отношению к другому…» .

Поскольку эгоист желает только брать, накапливать, то у него не возникает потребности делиться с другими, отдавать или жертвовать накопленное. Таким образом, если этика заботы, свойственная любви, альтруизму, дружбе, симпатии, состраданию, предполагает готовность индивида отдавать, жертвовать, быть полезным другим, то этика эгоизма есть проявление вечной недостаточности, подталкивающей к обладанию.

признают их заслуг и достоинств, за исключением, разумеется, случаев, когда это им выгодно.

проявляются, по крайней мере, двумя способами. Во-первых, они постоянно нарушают социальный порядок, либо самочинно устанавливая определенную иерархию интересов и ценностей, либо выходя за границы институциональны х, моральных норм; во-вторых, для достижения целей используют методы принуждения и насилия. «Когда мир становится мне поперек дороги — тогда я уничтожаю его, чтобы утолить им голод своего эгоизма», — сознавался теоретик эгоизма М. Штирнер. Деструктивный потенциал эгоистичной личности неоднократно отмечает Р. Лаут: «Эгоист придерживается идеала пользы, силы, своеволия и

уничтожения». Необходимо учитывать огромные последствия эгоистической ориентации поведения. Своекорыстная стратегия действий, сужая взаимопонимание и контакты между людьми, способна разрушить целые коллективы и организации. Эгоистическое поведение отдельных членов сообщества может провоцировать повсеместную своекорыстную стратегию действий. Анализируя негативные последствия своекорыстия, Лаут заключает: «Другие будут убеждены, что для их личной выгоды требуется нарушение законов общества, и поэтому они должны добиваться силой того, что им нужно. Чтобы избежать наказания, они станут прибегать либо к

обману, либо к открытому насилию».

Философы с древне йших времен до наших дней пытались решать вопросы, связанные с происхождени ем нравственности и смыслом морали, и, прямо или косвенно, касались сущности эгоизма . Однако ни одна философская проблема, как в прошлом, так и настоящем не решалась столь противоречиво, как отношение к нормам морали и вопрос о роли эгоизма в жизни человека и общества.

"Эгоизм коло ссален — он возвышается над миром , — писал не без основания А .Шопенгауэр. — Ибо если бы каждому отде льному человеку был предоставлен выбор м ежду его собственным унич тожением и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить , куда, в огромном большинстве с лучаев, склонился бы этот выбор" .

Источник:
Скачать работу
На бирже курсовых и дипломных проектов можно получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, диссертаций, рефератов, а также самостоятельно и бесплатно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-74241

Философия эгоизма

Эгоизм может быть явным, открытым и скрытым, замаскированным импульсивным и осознанным, дальновидным и нет. Эгоизм может быть моментом поведения, чертой личности и собственно Эгоизмом.

Эгоизм может иметь семейный, этнический, экономический, групповой, государственный, религиозный, национальный, классовый характер.

Эгоизм проявляется в себялюбии, корыстолюбии, тщеславии, жажде первенства и признания, попытках реализовать право на счастье и самовыражение, равнодушии к окружающим людям и пренебрежении их интересами, отношении к другому человеку, как к объекту и средству для достижения личных целей.

Развитие Эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием серьезных дефектов воспитания. Если практика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребёнка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчёт лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр.

Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других.

В зрелом возрасте концентрация на своём Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группы может привести к отчуждению, как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.

3.Эгоизм в его классическом представлении

Чтоб в этой жизни победить –

Совет, пропитанный цинизмом:

Сумейте полюбить себя

С неимоверным эгоизмом!

Под понятием эгоизм в классическом его понимании мы представляем человека полностью зацикленного на себе и делающего все для удовлетворения собственных потребностей. Это не просто жизненный принцип, а также психологическое состояние. По-моему мнению, эгоистами не рождаются, ими становятся. На это могут повлиять негативные ситуации, как в детстве, так и в более старшем возрасте.

В разнообразии человеческих отношений эгоизм может проявляться по-разному. Во-первых, как «диктаторский эгоизм», который выражается в убежденности, что «все должны служить моим интересам». Во-вторых, как «эгоизм собственной исключительности», согласно которому признается, что «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне не выгодно». В-третьих, «анархический эгоизм», согласно которому «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится».

сделали — и, вероятно, можем сделать еще,- мы вызываем положительные

чувства к себе. Это, возможно, самый человечный способ обеспечения

общественной безопасности и устойчивости. Он устраняет пропасть между

себялюбивыми и самоотверженными порывами. Внушая окружающим доверие и признательность, мы побуждаем их сочувственно воспринимать наше естественное стремление к благополучию.

Каждый человек по своей сути эгоист, разница лишь в степени сконцентрированности на своей персоне. Люди смотрят на мир через призму своего «Я». Даже великий Оскар Уайльд говорил: «Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь».

Любой вопрос можно рассмотреть с точки зрения эгоизма, даже любовные отношения. Каждому человеку необходимо взаимодействовать с обществом и находить человека, который будет всегда рядом. Любовь это лишь чувство, однако, отношения это взаимовыгодный союз, в котором два человека посредством друг друга удовлетворяют свои духовные потребности. Анна Сталь говорила: «Любовь – это эгоизм вдвоем». Даже такое чувство как ревность можно отнести к эгоизму, так как человек хочет, чтобы его партнер «принадлежал» только ему.

Я считаю, что к эгоизму можно отнести теорию о том, что люди не меняются. Все мы не идеальны и в каждом из нас люди хотят видеться какие-то качества, в первую очередь, удовлетворяющие их потребности или же желания, в чем также проявляется эгоизм со стороны окружающих. Однако, сформировавшуюся личность нельзя сломить или изменить его поведение, его действия, мысли, поэтому человек начинает искать положительные стороны своего преобразования для самого себя. Найдя их, он создает лишь иллюзию произошедших в нем изменений, так как эта поможет ему в достижении собственных интересов.

Также нельзя оставить без внимания такое утверждение, как «Все лгут». Какие бы намерения ни носила ложь, будь то «ложь во благо» или же «ложь во спасение», но она всегда остается ложью. Разница лишь в том, врем мы себе или же окружающим. Когда мы врем окружающим, то мы думаем не об их чувствах или реакции на наши слова, а лишь о себе, так как правда иногда может испортить нашу репутацию или же отношения с человеком.

3.1Проблемы в социуме

При крайней степени эгоизма у человека могут возникнуть такие проблемы как:

1. Отстраненность от общества

2. Сужение круга общения

Эти проблемы обусловлены поведением человека, иногда его колкими высказываниями по отношению к другим, а также чрезмерной самоуверенностью, которая порой не имеет никакой основы или же просто отталкивает.

Эгоисты – это люди, которые не боятся сказать правду в лицо, хоть иногда она и имеет негативный окрас. Однако не все готовы воспринимать критику в свой адрес и поэтому относят обидчика в отдельную группу под названием «эгоисты», хотя каждый из нас является частью этой группы.

Человека имеющего своё мнение, отличное от мнения большинства, общество также может отнести к эгоистам. "Мнение большинства важнее собственного мнения!". Придерживаясь этой позиции, вас никогда не упрекнут в эгоистичности. Зато вы превратитесь в безвольного раба — заложника общепринятых убеждений.

Человек, проявляющий безразличие к другим людям или же к их проблемам вызовет негатив у общества. Все мы делимся проблемами друг с другом, будь то для того, чтобы получить совет или же сочувствие, однако не получив или же просто не скрывает своего самолюбия никакой реакции или же осуждение, у нас не возникает желание продолжать общение с таким человеком.

Всё это является причинами вышеперечисленных проблем. Люди начинают отворачиваться от тебя. Однако, по-моему мнению, мы не должны выделять людей в отдельную категорию, если они чем-то отличаются из всего общества. Каждый из нас думает лишь о себе, но кто-то делает это с особым энтузиазмом. Каким бы противником эгоизма не являлся тот или иной человек, в конечном итоге он всё равно будет преследовать свои интересы.

Противоположностью эгоизма является альтруизм. С моей точки зрения это является патологией, так как я не могу согласиться с существованием абсолютной бескорыстности каждого действия. Например, такую социально важную и полезную профессию как врач можно рассмотреть с точки зрения эгоизма. Врачи лечат не людей, а болезни. Можно сказать, что они проявляют заинтересованность лишь к физическим проявлениям слабости человеческого организма, а не к самому человеку. Будь то действительно желание бескорыстной помощи, а не просто разрешение головоломки, врачи проявляли бы к вам интерес и после излечения болезни.

4.«Разумный эгоизм» по Чернышевскому

Разумный эгоизм — термин, часто используемый в последние годы для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм». Если под эгоистом часто понимают человека, думающего только о себе или пренебрегающего интересами других людей, то сторонники «разумного эгоизма» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм, а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.

Таким образом, этика Чернышевского не ограничивается узким эгоизмом. Его рациональный эгоизм включает в себя и альтруизм, и героизм, и благородство, причем основой этого должно стать общественное устройство, гармонически сочетающее общественные и личные интересы. Важно учитывать, что для этики Чернышевского характерен и подлинный моральный пафос, его вера в благородство человеческой натуры, которое, в конечном счете, основывается на осознании человеком, личностью приоритета общей пользы перед чисто эгоистическим. Иллюстрацией воплощения принципа "Разумного эгоизма" в практической жизни явилось поведение главных героев романа Чернышевского "Что делать?".

В романе «Что делать?» впервые рас¬сматривается «новый подход к проблеме», «новые люди» Чернышевского создают «новую» атмосферу. По Чернышев¬скому, «новые люди» видят свою «выгоду» в стремлении приносить пользу другим, их мораль — отрицать и разру¬шать официальную мораль. Их мораль освобождает твор¬ческие возможности человеческой личности. «Новые люди» менее болезненно разрешают конфликт семейного, любов¬ного характера. В теории разумного эгоизма есть бесспор¬ная привлекательность и рациональное зерно.

*Чернышевский Н. Г., Антропологический принцип в философии / Избранные философские сочинения в 3-х томах, Том 3, «Госполитиздат», М., 1951 г.

**История русской философии. Л., 1991. Т. 1,ч. 2.

«Новые люди» считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, они не грешат и не каются, их ум нахо¬дится в самой полной гармонии с чувством, потому что ни ум, ни чувства их не искажены хронической враждой про¬тив остальных людей.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что эгоизм можно рассматривать с двух сторон.

С одной стороны, эгоизм — неотъемлемое и важнейшее свойство человеческой натуры, как одна из основных побудительных (движущих) сил всех её нравственных поступков, управляющих поведением человека, как способ обретения человеком своей сущности, самоутверждения и вообще как рычаг развития человечества. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наивысшего совершенства собственных задатков и способностей.

Личная заинтересованность присуща каждому поступку человека, так как выбор всегда совершается им самим при любых обстоятельствах и любом принуждении извне. Легко показать, что за каждым вроде бы возвышенным мотивом может стоять эгоистичное побуждение. В этом смысле абсолютно неэгоистичный поступок психологически невозможен. Некоторые люди на этом основании убеждены, что все люди в конечном итоге заботятся только о себе.

Человек, руководствуясь расчетом, стремится к удовлетворению своих потребностей, поступая так, как лично ему выгоднее и приятнее поступать, избегая всего невыгодного и неприятного. Заботы человека о себе самом, о реализации себя как личности вполне естественны и оправданы, до тех пор, пока они не идут в ущерб другим людям.

С другой стороны, эгоизм — одна из форм индивидуализма (наиболее открытое его проявление), доходящего до эгоцентризма, утверждающего абсолютное превосходство собственного Я над другими. Сознательная приверженность эгоизму, как псевдонравственному принципу, вырождается в аморализм.

Эгоизм глубоко антигуманистичен. Поэтому, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл, как моральное качество эгоизм обычно оценивается отрицательно. Эгоизм осуждается в нравственном плане и с точки зрения цели достижения общественного благополучия.

Посмотреть все работы автора

Источник:
Философия эгоизма
Эгоизм может быть явным, открытым и скрытым, замаскированным импульсивным и осознанным, дальновидным и нет. Эгоизм может быть моментом поведения, чертой личности и собственно Эгоизмом. Эгоизм
http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/kritik/843697.html

Философия эгоизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя

Министерство образования и науки Российской Федерации

Анализируя социальное взаимодействие во всем многообразии его проявлении невозможно пройти мимо нескольких ключевых тем, являющихся объектом постоянного внимания философов и социологов. Признавая человека существом социальным, мы подразумеваем то, что личность формируется в ходе общения с себе подобными. В ходе всей своей жизни он приобретает черты личности значимые как для него, так и для других.

Одним из важнейших аспектов социального взаимодействия мы рассматриваем дилемму «альтруизм-эгоизм». В истории философии эта проблема неоднократно становилась предметом заинтересованного внимания. Можно ли рассматривать альтруизм и эгоизм односторонне положительными или отрицательными? Является ли их проявление общественно обусловленным или же это индивидуальные понятия, на которые влияют различные ситуации?

Поскольку философия – наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до выявления самого общего признака. При этом другого пути познать явление нет, т.к. у каждой вещи бесконечное число свойств, а у каждого явления бесконечное число проявлений. Поняв явление в общем мы уже легко сможем перейти к пониманию конкретных ситуаций, связанных с этим явлением. Если человек понял явление, то он сможет наиболее полно реализовать себя, столкнувшись с этим явлением, и не позволит явлению управлять собой.

Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «эгоизм».

Н.О. Лосский, как один из ярких представителей русской религиозной философии, считает, что «многие поступки совершаются человеком…вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды». Он трактует слово «эгоизм», в противоположность альтруизму, как «поведение, имеющее целью удовлетворение личного желания, в ущерб более ценным интересам других людей или в ущерб неличным ценностям». Однако мы понимаем эгоизм как поведение, имеющее целью удовлетворение, в первую очередь, личного желания, далеко не всегда в ущерб интересам других людей или неличным ценностям. Некоторые авторы считают, что все поступки человека эгоистичны по своей природе, ибо он делает только то, что считает наилучшим для себя в данный момент. А оттого, что человек для себя считает наилучшим, зависит форма выражения эгоизма.

  1. Чрезмерная индивидуалистическая ориентация.
  1. Свобода от каких-либо обязательств перед другими.

Эта черта помогает эгоисту пренебречь чужими интересами. Отсутствие долга полностью освобождает своекорыстных от каких-либо забот об окружающих. Больше того, долг трактуется эгоистом как отрицательная

ценность. Надо еще иметь в виду, что обязанности перед другими возникают у человека, когда у него есть определенные позитивные чувства — симпатия, дружба, любовь, уважение. Вот по какой причине этика заботы, в отличие от этики эгоизма, базируется на понятиях симпатии, сострадания, дружбы, любви. Появление же подобных понятий и чувств в познавательном и эмоциональном мире себялюбивых, а следовательно, и принятие ими определенных обязанностей сковывало бы их и побуждало к самоограничению и самопожертвованию, на что они просто не способны. «Никто не смеет ничего предписывать мне, и сам я определяю

свое отношение, — писал Штирнер. — Еще яснее это можно выразить так: я не имею никаких обязанностей по отношению к другому…» .

Поскольку эгоист желает только брать, накапливать, то у него не возникает потребности делиться с другими, отдавать или жертвовать накопленное. Таким образом, если этика заботы, свойственная любви, альтруизму, дружбе, симпатии, состраданию, предполагает готовность индивида отдавать, жертвовать, быть полезным другим, то этика эгоизма есть проявление вечной недостаточности, подталкивающей к обладанию.

Ориентация на то, чтобы добиться пользы и преимущества исключительно для себя, максимизация своей выгоды не возможны в социальной среде без целеустремленности и энергичности свое корыстных индивидов. Для достижения целей эгоисты ничем себя не ограничивают и не останавливаются ни перед какими моральными требованиями. «Эгоист, — утверждал М. Штирнер, — не имеет намерения жертвовать чем-нибудь или ограничивать себя, он просто решает: что мне нужно, то я должен иметь, и я себе это добуду».

Себялюбие делает людей враждебными друг другу, считал Д.Юм. В самом деле, этика эгоизма изначально содержит конфликт интересов, причем конфликтность переходит и в личностное качество самого эгоиста. Существуют, однако, весьма чувствительные для окружающих факторы, которые генерируют их недовольство. Самое главное, эгоисты обычно прямо или косвенно блокируют осуществление целей конкурентов или уменьшают их результативность. Эгоисты не считаются с чувствами других людей, не

признают их заслуг и достоинств, за исключением, разумеется, случаев, когда это им выгодно.

Разрушительные наклонности своекорыстных индивидов

проявляются, по крайней мере, двумя способами. Во-первых, они постоянно нарушают социальный порядок, либо самочинно устанавливая определенную иерархию интересов и ценностей, либо выходя за границы институциональных, моральных норм; во-вторых, для достижения целей используют методы принуждения и насилия. «Когда мир становится мне поперек дороги — тогда я уничтожаю его, чтобы утолить им голод своего эгоизма», — сознавался теоретик эгоизма М. Штирнер. Деструктивный потенциал эгоистичной личности неоднократно отмечает Р. Лаут: «Эгоист придерживается идеала пользы, силы, своеволия и

уничтожения». Необходимо учитывать огромные последствия эгоистической ориентации поведения. Своекорыстная стратегия действий, сужая взаимопонимание и контакты между людьми, способна разрушить целые коллективы и организации. Эгоистическое поведение отдельных членов сообщества может провоцировать повсеместную своекорыстную стратегию действий. Анализируя негативные последствия своекорыстия, Лаут заключает: «Другие будут убеждены, что для их личной выгоды требуется нарушение законов общества, и поэтому они должны добиваться силой того, что им нужно. Чтобы избежать наказания, они станут прибегать либо к

обману, либо к открытому насилию».

Философы с древнейших времен до наших дней пытались решать вопросы, связанные с происхождением нравственности и смыслом морали, и, прямо или косвенно, касались сущности эгоизма . Однако ни одна философская проблема, как в прошлом, так и настоящем не решалась столь противоречиво, как отношение к нормам морали и вопрос о роли эгоизма в жизни человека и общества.

"Эгоизм колоссален — он возвышается над миром, — писал не без основания А.Шопенгауэр. — Ибо если бы каждому отдельному человеку был предоставлен выбор между его собственным уничтожением и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в огромном большинстве случаев, склонился бы этот выбор" .

Источник:
Философия эгоизма
Автор работы: Пользователь скрыл имя Министерство образования и науки Российской Федерации Анализируя социальное взаимодействие во всем многообразии его проявлении невозможно пройти мимо
http://turboreferat.ru/philosophy/filosofiya-jegoizma/45916-241596-page1.html

Философия эгоизма

Автор: Пользователь скрыл имя

Тип работы: реферат

А если вы хотите, условно скажем, помогать другим — разумный эгоизм предлагает вначале позаботиться о себе, а потом о других. Потому, что только элементарно обеспечивший свои потребности человек может что-то отдать другому, и главное – может это что-то поначалу обрести, чтобы было что отдавать. Вы совершенно искренне можете стремиться помогать обездоленным деньгами, но для этого вам нужно эти деньги зарабатывать. Вы можете стремиться накормить голодных, но для этого вы сами должны быть в состоянии добывать еду. А если вы однократно отдадите все, что имеете — вряд ли вы потом сможете помогать кому-то вообще. [3. стр. 11-24]

Получается, что разумный эгоизм — это:

— умение совершать поступки себе на пользу, учитывая при этом интересы других;

— умение прогнозировать развитие событий, живя не только сегодняшним днем;

— умение оценить ситуацию или проблему глазами другого человека и сделать так, чтобы ему тоже захотелось сделать что-то на пользу вам;

— умение позаботиться вначале о себе, чтобы получить возможность помогать другим, и любить прежде себя, чтобы иметь возможность дать любовь другому.

Но не так примитивно, как можно было подумать: мол, сначала нахватай все себе, оттолкнув других, а потом будешь раздавать это другим. Вовсе нет! Ведь главное умение разумного эгоиста — это умение решать свои проблемы и заботиться о себе социально приемлемыми методами. Более того, разумный эгоизм – основа рыночной экономики: когда вы производите нечто для других, получая затем дивиденды "для себя, любимого".

Проанализировав многие мнения писателей и философов, можно сделать вывод, что действительно, эгоизм – причина всех наших грехов. Эгоизм — грех излишнего обособления интересов и в то же время одна из форм болезней души.

Можно сделать вывод, что эгоизм, как правило, зарождается в детстве вследствие плохого воспитания или иных комплексов. Однако, это явление поддаётся лечению. Его можно исцелить либо самоубеждением, либо доводами со стороны близких людей, либо психологами.

Разумный эгоизм и забота о себе обязательно должна присутствовать в человеке, но только в разумных пределах. Нельзя жить только проблемами и мыслями других людей, о себе тоже надо помнить. Но и перебарщивать не стоит. Правильно сказал Гораций: «Мера должна быть во всем».

  1. Петров Э.Ф. Эгоизм: Философско-этический очерк. М., 1969.
  2. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1910. Т.4.
  3. Петров Э.Ф. Эгоизм: Философско-этический очерк. М., 1969.
  4. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.
  5. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.
  6. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
  7. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966.
  8. Муздыбаев К. Эгоизм-диагноз М., 1990.
  9. Баранова С. Трансформация эгоистической личности Уфа, 2005

Источник:
Философия эгоизма
Автор: Пользователь скрыл имя Тип работы: реферат А если вы хотите, условно скажем, помогать другим — разумный эгоизм предлагает вначале позаботиться о себе, а потом о других. Потому, что
http://stud24.ru/philosophy/filosofiya-jegoizma/331699-998470-page3.html

COMMENTS