Бодалев психология общения

Бодалев А

В книге видного психолога раскрывается психологическое содержание главных характеристик общения, роль творчества в общении, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и объясняются трудности, которые люди испытывают, вступая в контакты друг с другом, описываются их причины.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

Раздел I. Понятие и общие характеристики общения

Сущность общения и факторы, его определяющие

Проблема активности в общении

Гностические характеристики общения

О других психологических факторах, влияющих на успешность общения

Раздел II. Социально-психологическая природа общения

Межличностное познание, децентрация, рефлексия,идентификация, эмпатия и их роль в общении

Познание, общение, творчество

О формировании отношений

О взаимосвязи общения и отношения

Коммуникативное ядро личности его проявления

Диалог как форма психологического воздействия

Проецирование или вкладывание себя в другого

Раздел III. Психологические факторы, обеспечивающие успешность или затрудненность общения

О качествах личности, нужных для успешного общения

Психологические трудности общения и пути их преодоления

Раздел IV. О формировании человека как личности и как объекта и субъекта общения

Общение и формирование личности

Социальная среда и формирование ребенка как личности и как субъекта деятельности

Формирование личности школьника в современных условиях

Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт

Об управлении развитием отношений

О факторах формирования у школьника отношения к другому человеку как высшей ценности

Психологические условия гуманизации педагогического общения

О связях некоторых характеристик круга ближайшего общения личности и ее свойств

Социальная психология личности

Об изучении характера человека

Раздел V. К истории исследования общения

Постановка проблемы общения в работах Б. Г. Ананьева

Источник:
Бодалев А
М.: Издательство Институт практической психологии , Воронеж: НПО МОДЭК , 1996. -256 с. В книге видного психолога раскрывается психологическое содержание главных характеристик общения, роль творчества в общении, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и объясняются трудности,…
http://www.twirpx.com/file/221007/

Бодалев психология общения

На этой странице сайта находится литературное произведение Психология общения автора, которого зовут Бодалев А.А.. На сайте ofap.ru вы можете или скачать бесплатно книгу Психология общения в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB, или прочитать онлайн электронную книгу Бодалев А.А. — Психология общения без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Психология общения = 199.66 KB

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологиче-

ское содержание главных характеристик общения, роль творчества в обще-

нии, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и

объясняются трудности, которые люди испытывают, вступая в контакты

друг с другом, описываются их причины.

щихся к психолого-педагогической деятельности.

c Издательство , 1996.

c НПО . Оформление, 1996.

которые имеются практически у каждого человека, психо-

логическая наука? А у других — совсем скептиков, навер-

ное, даже возникла мысль: до психологии общения ли

сейчас, когда большинство из нас занято только одним —

зависит в большой степени от того, какие у них контакты с

народом, а настрой каждого из нас — не только от того,

сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем

сами. но и-от того, как относятся к дорогому для нас

дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, сло-

вом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, кото-

рые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш

людьми, уже выполняющими или еще только осваивающи-

ми самые разные виды деятельности, из разных слоев обще-

ства, разных возрастных групп, разных национальностей,

которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их ду-

шевного состояния и материального положения, очень ма-

ло. И столь же не часто, если иметь в виду основную массу

населения, мы встречаем руководителей, которые умеют

простого работяги; педагогов, которые

способны сопереживать неудачам учащихся как своим соб-

ственным, и работников сферы обслуживания, которые

умеют быть предельно внимательны к каждому клиенту. И

последствия этого очевидны — на государственном уровне

не попадающие в цель решения, точно не адресованная

работа средств массовой информации, ученики, идущие в

школу как на каторгу; на социально-гражданском уровне

— межлюдские конфликты в различных сферах, негативно

влияющие на деятельность и душевное самочувствие лю-

дей. И одна из причин всего этого — крайний дефицит пси-

хологически грамотного общения, неспособность его осу-

ку, все для человека. А отношение к человеку как к высшей

ценности невозможно без гуманного в своей основе обще-

ния во всех областях нашей жизни. Поэтому автор этой

книги и поставил перед собой задачу с позиций психологи-

ческой науки .рассказать, с его точки зрения, главное об

общении и об его роли в развитии характера и других пси-

хических образований в личности каждого человека.

нографией. В ней собраны написанные в разные годы авто-

ром статьи, в основу которых положены результаты

исследования разных сторон общения, полученные как са-

мим автором, так и его учениками.

деле речь идет о существенных признаках непосредствен-

ного или опосредованного техническими устройствами

взаимодействия людей, которое принято называть общени-

ем. Собственно, через него и в годы детства, и в зрелости, и

в старости в наш внутренний мир входят другие люди, а мы

в свою очередь с положительным или отрицательным эмо-

циональным знаком в их душах. И оно не

только способ, помогающий нам побольше узнать об окру-

жающей нас действительности, но оно одновременно и мощ-

ный инструмент формирования в нас отношений к этой

действительности и особенно к такому важному элементу

этой действительности как люди.

ется главное, что характеризует общение — взаимодейст-

вие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными

мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средства-

ми, осуществляют свои цели, и одновременно показывается

влияние, которое оказывает на наши контакты с другими

людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны,

как ход и результаты самого общения воздействуют на от-

ношения, которые были характерны для его участников.

отношения оказывают влияние на особенности познава-

тельных процессов человека, когда они обращены на других

участников общения, и всегда сказываются на обращении

последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по-

знания, тем более, если они неожиданны, могут более или

менее сильно скорректировать характер отношения.

насколько хорошо он систематизирован и насколько близко

к действительности содержание оценочных эталонов, на

которые он опирается в своем общении с другой личностью,

от этого в немалой степени зависят полнота и точность

расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор

способов обращения с этой личностью во время контактов с

нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зави-

симости не только прослеживаются, но и объясняются.

обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой

прокомпостировать билет или обращение в магазине поку-

пателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже —

свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одно-

временно ярко выраженным ролевым (когда, например,

учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пи-

фагора, или когда начальник излагает суть задания, кото-

рое должен выполнить подчиненный). И оно может быть

межличностным, очень неформальным, когда участники

общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные

особенности друг друга и очень творчески выбрать способы

обращения друг с другом. Рассмотрению этих проблем по-

священ второй раздел книги.

участников определенной подготовленности — в одних

случаях, прежде всего, профессиональной, в других соци-

ально-гражданской, в третьих индивидуально-психологи-

ческой — не все люди чувствуют себя психологически

комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения.

И по объективным и по субъективным причинам возникают

психологические трудности общения.

разделе эти трудности описываются, анализируются их

причины и предлагаются пути, с помощью которых эти

трудности можно преодолеть.

ющими в самых разных ситуациях с детства и затем обога-

щает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.

Поэтому в книге не обойдено вниманием и освещение фак-

торов, которые либо позитивно, либо негативно влияют на

формирование человека как объекта и как субъекта успеш-

ного или неуспешного общения, пока он еще учится в шко-

мой себе, если они становятся устойчивыми в личности,

образуют в ее структуре так называемое коммуникативное

ядро и очень определенно сказываются на характере чело-

века. Поскольку отношение — это не только обобщенный

эмоциональный отклик личности на человека (в виде люб-

ви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или на какую-то

общность, но и произошедшая во время встреч с ними ин-

теграция результатов познания их, то коммуникативное

ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими

последними характеристиками, точно так же как присутст-

вие их обнаруживается в социальной части картины мира,

которая имеется у человека, а также в тех поступках и в

том поведении, которые отмечаются у него, когда он по

разным поводам вступает в контакты с другими людьми.

ях которого раскрываются зависимости между особенностя-

ми, отмечаемыми у человека при общении его с другими

людьми, и ставшими относительно устойчавыми-в структу-

ре его характера и в целом его личноо№ психическими

нить подходы к раскрытию феноменологии, закономерно-

стей и механизмов общения, которые реализовали в своих

работах учителя автора книги — ученики академика В.М.

Бехтерева профессора Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.

интересом для себя прочитали переведенные на русский

язык и выпущенные большими тиражами советы Дейла

Карнеги, как завоевывать друзей и оказывать влияние на

людей, как заставить человека стать на вашу сторону и

побудить его изменить свое мнение, не вызывая при этом

обиды или негодования и, наконец, как сделать свою лич-

ную жизнь счастливой?

ний за реакциями людей после разных способов обращения

с ними окружающих их лиц, выступавших по отношению к

ним в разных социальных ролях, эти советы фактически

предлагали , а можно сказать грубее — техноло-

гию оптимального по его внешнему оформлению общения.

там, и часть из них отмечала про себя положительный ре-

зультат от применения их в общении. Но, как бывает в

жизни, названной пользовались в одних случа-

ях высоко нравственные, настроенные на добрые дела люди,

а в других — люди бессовестные, стремившиеся с помощью

этой ; манипулировать другими людьми в своих

узко эгоистических целях.

нюю сторону его, или, лучше сказать, форму

общения, но и обязательно фиксировать личностную суть

людей, которые хотят установить с нами контакты и по

возможности точно определять цели и мотивы их общения.

является йысль, что подлинно человеческое общение, не-

важно ситуационное оно, деловое или межличностно-ин-

тимное,- это, прежде всего, общение, которое обязательно

несет в себе отношение к другому человеку как к высшей

и общие характеристики

вием бытия людей, без которого невозможно полноценное

формирование не только отдельных психических функций,

процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот

почему изучение этого сложнейшего психического феноме-

на как системного образования, имеющего многоуровневую

структуру и только ему присущие характеристики, являет-

ся актуальным для психологической науки.

имодействие людей, при котором они познают друг друга,

вступают в те или иные взаимоотношения и при котором

между ними устанавливается определенное взаимообраще-

ние (имеется в виду поведение, выбираемое участниками

общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена,

то должны анализировать его как систему во всей многоаспектной динамике ее функциониро-

вания. Следовательно, объектом исследования при этом

должно выступать само общение как целостный процесс, а

не отдельные его участники, причем его необходимо изу-

чить как монообъект, а затем как элемент социальной сис-

такая психологическая ситуация, когда его участники,

вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более

или менее значимые для каждого из них цели, содержание

которых может быть одинаковым или различным в той или

различными общностями людей, общение этих общностей между собой.

мотивов, достижение которых постоянно предполагает ис-

пользование участниками общения разнообразных спосо-

бов поведения в зависимости от сформированности и

степени развития у человека качеств объекта и субъекта

ния заключается во взаимодействии человека с человеком.

Именно этим оно отличается от других видов деятельности,

когда происходит взаимодействие человека с каким-либо

предметом или вещью.

тельное значение и прямо не обслуживать никакую другую

свою потребность в общении друг с другом, в обмене инфор-

мацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими «кон-

фликтной ситуации, свидетелями которой они только что

оказались, или Общение при знакомстве молодых людейи

общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или

иную деятельность и выступает как условие ее выполнения.

И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом

немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою

очередь, тот вид деятельности, которую общение обслужи-

вает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого

процесса общения между ее исполнителями. Например,

учебная деятельность включает элементы программирова-

ния содержания и форм общения обучаемых как друг с

другом, так и с учителями. Вместе с тем это программиро-

вание нельзя рассматривать упрощенно, так как при реали-

зации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от

характера решаемых учителем в данный момент задач, спе-

цифики предмета, методической вооруженности учителя,

от подготовленности учащихся и др. .

мирует содержание и характер делового общения людей,

участвующих в создании материального продукта. Многие

факты свидетельству ют о том, что характеристики межлич-

ностного общения в труде связаны с технологией создания

продукта, распределением функций между исполнителями

и с конкретными особенностями того или иного трудового

Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обус-

ловливая главное содержание общения занятых ею людей,

инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную

активность, одновременно с этим непосредственно воздей-

ствует на распределение ролей между ними. При этом де-

терминирующее влияние как на содержание общения, так

и на его форму оказывают права и обязанности, которыми

наделен каждый конкретный участник деятельности. Так,

в законе, как правило, четко регламентированы права и

обязанности, с одной стороны, сотрудников уголовно-ис-

полнительной системы, а с другой — осужденных. Именно

эта регламентация решающим образом определяет поведе-

ние тех и других в процессе общения и ставит для каждой

стороны границы возможного в развертывающемся обще-

нии. Более того, характер такого общения во многом будет

зависеть от степени усвоения каждым из них своих прав и

обязанностей, готовности и желания подчинять свою дея-

мым компонентом деятельности людей, осуществление ко-

торой предполагает их сотрудничество, но и обязательным

условием нормального функционирования их общностей

(например, школьного класса или производственной брига-

ды рабочих). При сравнении характера межличностного

общения в этих объединениях обращает на себя внимание

как сходство, так и различие между ними.

пает необходимым условием бытия этих объединений, фак-

тором, от которого зависит успешность решения стоящих

перед ними задач.

деятельности будет преобладающим. Так, для производст-

венной бригады это создание материальных ценностей, для

учебной группы — овладение знаниями, умениями и навы-

ками и др. Поэтому в каждом типе общностей будет преоб-

ладать тот вид межличностного общения, который

направлен на обеспечение главной для нее деятельности.

Безусловно, в них также могут иметь место другие виды

общения, но их роль будет функционально иной: удовлет-

ворять другим целям его участников.

Было бы отлично, чтобы книга Психология общения автора Бодалев А.А. понравилась бы вам!

Если так будет, тогда вы могли бы порекомендовать эту книгу Психология общения своим друзьям, проставив гиперссылку на страницу с данным произведением: Бодалев А.А. — Психология общения.

Ключевые слова страницы: Психология общения; Бодалев А.А., скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн

Источник:
Бодалев психология общения
описание
http://ofap.ru/pisatel/3892/book/11392/bodalev_aa/psihologiya_obscheniya

Бодалев психология общения

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологиче-

ское содержание главных характеристик общения, роль творчества в обще-

нии, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и

объясняются трудности, которые люди испытывают, вступая в контакты

друг с другом, описываются их причины.

щихся к психолого-педагогической деятельности.

c Издательство , 1996.

c НПО . Оформление, 1996.

которые имеются практически у каждого человека, психо-

логическая наука? А у других — совсем скептиков, навер-

ное, даже возникла мысль: до психологии общения ли

сейчас, когда большинство из нас занято только одним —

зависит в большой степени от того, какие у них контакты с

народом, а настрой каждого из нас — не только от того,

сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем

сами. но и-от того, как относятся к дорогому для нас

дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, сло-

вом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, кото-

рые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш

людьми, уже выполняющими или еще только осваивающи-

ми самые разные виды деятельности, из разных слоев обще-

ства, разных возрастных групп, разных национальностей,

которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их ду-

шевного состояния и материального положения, очень ма-

ло. И столь же не часто, если иметь в виду основную массу

населения, мы встречаем руководителей, которые умеют

простого работяги; педагогов, которые

способны сопереживать неудачам учащихся как своим соб-

ственным, и работников сферы обслуживания, которые

умеют быть предельно внимательны к каждому клиенту. И

последствия этого очевидны — на государственном уровне

не попадающие в цель решения, точно не адресованная

работа средств массовой информации, ученики, идущие в

школу как на каторгу; на социально-гражданском уровне

— межлюдские конфликты в различных сферах, негативно

влияющие на деятельность и душевное самочувствие лю-

дей. И одна из причин всего этого — крайний дефицит пси-

хологически грамотного общения, неспособность его осу-

ку, все для человека. А отношение к человеку как к высшей

ценности невозможно без гуманного в своей основе обще-

ния во всех областях нашей жизни. Поэтому автор этой

книги и поставил перед собой задачу с позиций психологи-

ческой науки .рассказать, с его точки зрения, главное об

общении и об его роли в развитии характера и других пси-

хических образований в личности каждого человека.

нографией. В ней собраны написанные в разные годы авто-

ром статьи, в основу которых положены результаты

исследования разных сторон общения, полученные как са-

мим автором, так и его учениками.

деле речь идет о существенных признаках непосредствен-

ного или опосредованного техническими устройствами

взаимодействия людей, которое принято называть общени-

ем. Собственно, через него и в годы детства, и в зрелости, и

в старости в наш внутренний мир входят другие люди, а мы

в свою очередь с положительным или отрицательным эмо-

циональным знаком в их душах. И оно не

только способ, помогающий нам побольше узнать об окру-

жающей нас действительности, но оно одновременно и мощ-

ный инструмент формирования в нас отношений к этой

действительности и особенно к такому важному элементу

этой действительности как люди.

ется главное, что характеризует общение — взаимодейст-

вие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными

мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средства-

ми, осуществляют свои цели, и одновременно показывается

влияние, которое оказывает на наши контакты с другими

людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны,

как ход и результаты самого общения воздействуют на от-

ношения, которые были характерны для его участников.

отношения оказывают влияние на особенности познава-

тельных процессов человека, когда они обращены на других

участников общения, и всегда сказываются на обращении

последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по-

знания, тем более, если они неожиданны, могут более или

менее сильно скорректировать характер отношения.

насколько хорошо он систематизирован и насколько близко

к действительности содержание оценочных эталонов, на

которые он опирается в своем общении с другой личностью,

от этого в немалой степени зависят полнота и точность

расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор

способов обращения с этой личностью во время контактов с

нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зави-

симости не только прослеживаются, но и объясняются.

обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой

прокомпостировать билет или обращение в магазине поку-

пателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже —

свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одно-

временно ярко выраженным ролевым (когда, например,

учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пи-

фагора, или когда начальник излагает суть задания, кото-

рое должен выполнить подчиненный). И оно может быть

межличностным, очень неформальным, когда участники

общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные

особенности друг друга и очень творчески выбрать способы

обращения друг с другом. Рассмотрению этих проблем по-

священ второй раздел книги.

участников определенной подготовленности — в одних

случаях, прежде всего, профессиональной, в других соци-

ально-гражданской, в третьих индивидуально-психологи-

ческой — не все люди чувствуют себя психологически

комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения.

И по объективным и по субъективным причинам возникают

психологические трудности общения.

разделе эти трудности описываются, анализируются их

причины и предлагаются пути, с помощью которых эти

трудности можно преодолеть.

ющими в самых разных ситуациях с детства и затем обога-

щает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.

Поэтому в книге не обойдено вниманием и освещение фак-

торов, которые либо позитивно, либо негативно влияют на

формирование человека как объекта и как субъекта успеш-

ного или неуспешного общения, пока он еще учится в шко-

мой себе, если они становятся устойчивыми в личности,

образуют в ее структуре так называемое коммуникативное

ядро и очень определенно сказываются на характере чело-

века. Поскольку отношение — это не только обобщенный

эмоциональный отклик личности на человека (в виде люб-

ви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или на какую-то

общность, но и произошедшая во время встреч с ними ин-

теграция результатов познания их, то коммуникативное

ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими

последними характеристиками, точно так же как присутст-

вие их обнаруживается в социальной части картины мира,

которая имеется у человека, а также в тех поступках и в

том поведении, которые отмечаются у него, когда он по

разным поводам вступает в контакты с другими людьми.

ях которого раскрываются зависимости между особенностя-

ми, отмечаемыми у человека при общении его с другими

людьми, и ставшими относительно устойчавыми-в структу-

ре его характера и в целом его личноо№ психическими

нить подходы к раскрытию феноменологии, закономерно-

стей и механизмов общения, которые реализовали в своих

работах учителя автора книги — ученики академика В.М.

Бехтерева профессора Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.

интересом для себя прочитали переведенные на русский

язык и выпущенные большими тиражами советы Дейла

Карнеги, как завоевывать друзей и оказывать влияние на

людей, как заставить человека стать на вашу сторону и

побудить его изменить свое мнение, не вызывая при этом

обиды или негодования и, наконец, как сделать свою лич-

ную жизнь счастливой?

ний за реакциями людей после разных способов обращения

с ними окружающих их лиц, выступавших по отношению к

ним в разных социальных ролях, эти советы фактически

предлагали , а можно сказать грубее — техноло-

гию оптимального по его внешнему оформлению общения.

там, и часть из них отмечала про себя положительный ре-

зультат от применения их в общении. Но, как бывает в

жизни, названной пользовались в одних случа-

ях высоко нравственные, настроенные на добрые дела люди,

а в других — люди бессовестные, стремившиеся с помощью

этой ; манипулировать другими людьми в своих

узко эгоистических целях.

нюю сторону его, или, лучше сказать, форму

общения, но и обязательно фиксировать личностную суть

людей, которые хотят установить с нами контакты и по

возможности точно определять цели и мотивы их общения.

является йысль, что подлинно человеческое общение, не-

важно ситуационное оно, деловое или межличностно-ин-

тимное,- это, прежде всего, общение, которое обязательно

несет в себе отношение к другому человеку как к высшей

и общие характеристики

вием бытия людей, без которого невозможно полноценное

формирование не только отдельных психических функций,

процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Источник:
Бодалев психология общения
описание
http://www.libok.net/writer/3892/kniga/11392/bodalev_aa/psihologiya_obscheniya/read

Бодалев психология общения

Здесь выложена бесплатная электронная книга Психология общения автора, которого зовут Бодалев А.А.. В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Психология общения в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу Бодалев А.А. — Психология общения без регистраци и без СМС.

Размер архива с книгой Психология общения = 199.66 KB

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологиче-

ское содержание главных характеристик общения, роль творчества в обще-

нии, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и

объясняются трудности, которые люди испытывают, вступая в контакты

друг с другом, описываются их причины.

щихся к психолого-педагогической деятельности.

c Издательство , 1996.

c НПО . Оформление, 1996.

которые имеются практически у каждого человека, психо-

логическая наука? А у других — совсем скептиков, навер-

ное, даже возникла мысль: до психологии общения ли

сейчас, когда большинство из нас занято только одним —

зависит в большой степени от того, какие у них контакты с

народом, а настрой каждого из нас — не только от того,

сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем

сами. но и-от того, как относятся к дорогому для нас

дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, сло-

вом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, кото-

рые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш

людьми, уже выполняющими или еще только осваивающи-

ми самые разные виды деятельности, из разных слоев обще-

ства, разных возрастных групп, разных национальностей,

которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их ду-

шевного состояния и материального положения, очень ма-

ло. И столь же не часто, если иметь в виду основную массу

населения, мы встречаем руководителей, которые умеют

простого работяги; педагогов, которые

способны сопереживать неудачам учащихся как своим соб-

ственным, и работников сферы обслуживания, которые

умеют быть предельно внимательны к каждому клиенту. И

последствия этого очевидны — на государственном уровне

не попадающие в цель решения, точно не адресованная

работа средств массовой информации, ученики, идущие в

школу как на каторгу; на социально-гражданском уровне

— межлюдские конфликты в различных сферах, негативно

влияющие на деятельность и душевное самочувствие лю-

дей. И одна из причин всего этого — крайний дефицит пси-

хологически грамотного общения, неспособность его осу-

ку, все для человека. А отношение к человеку как к высшей

ценности невозможно без гуманного в своей основе обще-

ния во всех областях нашей жизни. Поэтому автор этой

книги и поставил перед собой задачу с позиций психологи-

ческой науки .рассказать, с его точки зрения, главное об

общении и об его роли в развитии характера и других пси-

хических образований в личности каждого человека.

нографией. В ней собраны написанные в разные годы авто-

ром статьи, в основу которых положены результаты

исследования разных сторон общения, полученные как са-

мим автором, так и его учениками.

деле речь идет о существенных признаках непосредствен-

ного или опосредованного техническими устройствами

взаимодействия людей, которое принято называть общени-

ем. Собственно, через него и в годы детства, и в зрелости, и

в старости в наш внутренний мир входят другие люди, а мы

в свою очередь с положительным или отрицательным эмо-

циональным знаком в их душах. И оно не

только способ, помогающий нам побольше узнать об окру-

жающей нас действительности, но оно одновременно и мощ-

ный инструмент формирования в нас отношений к этой

действительности и особенно к такому важному элементу

этой действительности как люди.

ется главное, что характеризует общение — взаимодейст-

вие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными

мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средства-

ми, осуществляют свои цели, и одновременно показывается

влияние, которое оказывает на наши контакты с другими

людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны,

как ход и результаты самого общения воздействуют на от-

ношения, которые были характерны для его участников.

отношения оказывают влияние на особенности познава-

тельных процессов человека, когда они обращены на других

участников общения, и всегда сказываются на обращении

последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по-

знания, тем более, если они неожиданны, могут более или

менее сильно скорректировать характер отношения.

насколько хорошо он систематизирован и насколько близко

к действительности содержание оценочных эталонов, на

которые он опирается в своем общении с другой личностью,

от этого в немалой степени зависят полнота и точность

расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор

способов обращения с этой личностью во время контактов с

нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зави-

симости не только прослеживаются, но и объясняются.

обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой

прокомпостировать билет или обращение в магазине поку-

пателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже —

свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одно-

временно ярко выраженным ролевым (когда, например,

учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пи-

фагора, или когда начальник излагает суть задания, кото-

рое должен выполнить подчиненный). И оно может быть

межличностным, очень неформальным, когда участники

общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные

особенности друг друга и очень творчески выбрать способы

обращения друг с другом. Рассмотрению этих проблем по-

священ второй раздел книги.

участников определенной подготовленности — в одних

случаях, прежде всего, профессиональной, в других соци-

ально-гражданской, в третьих индивидуально-психологи-

ческой — не все люди чувствуют себя психологически

комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения.

И по объективным и по субъективным причинам возникают

психологические трудности общения.

разделе эти трудности описываются, анализируются их

причины и предлагаются пути, с помощью которых эти

трудности можно преодолеть.

ющими в самых разных ситуациях с детства и затем обога-

щает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.

Поэтому в книге не обойдено вниманием и освещение фак-

торов, которые либо позитивно, либо негативно влияют на

формирование человека как объекта и как субъекта успеш-

ного или неуспешного общения, пока он еще учится в шко-

мой себе, если они становятся устойчивыми в личности,

образуют в ее структуре так называемое коммуникативное

ядро и очень определенно сказываются на характере чело-

века. Поскольку отношение — это не только обобщенный

эмоциональный отклик личности на человека (в виде люб-

ви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или на какую-то

общность, но и произошедшая во время встреч с ними ин-

теграция результатов познания их, то коммуникативное

ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими

последними характеристиками, точно так же как присутст-

вие их обнаруживается в социальной части картины мира,

которая имеется у человека, а также в тех поступках и в

том поведении, которые отмечаются у него, когда он по

разным поводам вступает в контакты с другими людьми.

ях которого раскрываются зависимости между особенностя-

ми, отмечаемыми у человека при общении его с другими

людьми, и ставшими относительно устойчавыми-в структу-

ре его характера и в целом его личноо№ психическими

нить подходы к раскрытию феноменологии, закономерно-

стей и механизмов общения, которые реализовали в своих

работах учителя автора книги — ученики академика В.М.

Бехтерева профессора Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.

интересом для себя прочитали переведенные на русский

язык и выпущенные большими тиражами советы Дейла

Карнеги, как завоевывать друзей и оказывать влияние на

людей, как заставить человека стать на вашу сторону и

побудить его изменить свое мнение, не вызывая при этом

обиды или негодования и, наконец, как сделать свою лич-

ную жизнь счастливой?

ний за реакциями людей после разных способов обращения

с ними окружающих их лиц, выступавших по отношению к

ним в разных социальных ролях, эти советы фактически

предлагали , а можно сказать грубее — техноло-

гию оптимального по его внешнему оформлению общения.

там, и часть из них отмечала про себя положительный ре-

зультат от применения их в общении. Но, как бывает в

жизни, названной пользовались в одних случа-

ях высоко нравственные, настроенные на добрые дела люди,

а в других — люди бессовестные, стремившиеся с помощью

этой ; манипулировать другими людьми в своих

узко эгоистических целях.

нюю сторону его, или, лучше сказать, форму

общения, но и обязательно фиксировать личностную суть

людей, которые хотят установить с нами контакты и по

возможности точно определять цели и мотивы их общения.

является йысль, что подлинно человеческое общение, не-

важно ситуационное оно, деловое или межличностно-ин-

тимное,- это, прежде всего, общение, которое обязательно

несет в себе отношение к другому человеку как к высшей

и общие характеристики

вием бытия людей, без которого невозможно полноценное

формирование не только отдельных психических функций,

процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот

почему изучение этого сложнейшего психического феноме-

на как системного образования, имеющего многоуровневую

структуру и только ему присущие характеристики, являет-

ся актуальным для психологической науки.

имодействие людей, при котором они познают друг друга,

вступают в те или иные взаимоотношения и при котором

между ними устанавливается определенное взаимообраще-

ние (имеется в виду поведение, выбираемое участниками

общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена,

то должны анализировать его как систему во всей многоаспектной динамике ее функциониро-

вания. Следовательно, объектом исследования при этом

должно выступать само общение как целостный процесс, а

не отдельные его участники, причем его необходимо изу-

чить как монообъект, а затем как элемент социальной сис-

такая психологическая ситуация, когда его участники,

вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более

или менее значимые для каждого из них цели, содержание

которых может быть одинаковым или различным в той или

различными общностями людей, общение этих общностей между собой.

мотивов, достижение которых постоянно предполагает ис-

пользование участниками общения разнообразных спосо-

бов поведения в зависимости от сформированности и

степени развития у человека качеств объекта и субъекта

ния заключается во взаимодействии человека с человеком.

Именно этим оно отличается от других видов деятельности,

когда происходит взаимодействие человека с каким-либо

предметом или вещью.

тельное значение и прямо не обслуживать никакую другую

свою потребность в общении друг с другом, в обмене инфор-

мацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими «кон-

фликтной ситуации, свидетелями которой они только что

оказались, или Общение при знакомстве молодых людейи

общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или

иную деятельность и выступает как условие ее выполнения.

И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом

немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою

очередь, тот вид деятельности, которую общение обслужи-

вает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого

процесса общения между ее исполнителями. Например,

учебная деятельность включает элементы программирова-

ния содержания и форм общения обучаемых как друг с

другом, так и с учителями. Вместе с тем это программиро-

вание нельзя рассматривать упрощенно, так как при реали-

зации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от

характера решаемых учителем в данный момент задач, спе-

цифики предмета, методической вооруженности учителя,

от подготовленности учащихся и др. .

мирует содержание и характер делового общения людей,

участвующих в создании материального продукта. Многие

факты свидетельству ют о том, что характеристики межлич-

ностного общения в труде связаны с технологией создания

продукта, распределением функций между исполнителями

и с конкретными особенностями того или иного трудового

Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обус-

ловливая главное содержание общения занятых ею людей,

инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную

активность, одновременно с этим непосредственно воздей-

ствует на распределение ролей между ними. При этом де-

терминирующее влияние как на содержание общения, так

и на его форму оказывают права и обязанности, которыми

наделен каждый конкретный участник деятельности. Так,

в законе, как правило, четко регламентированы права и

обязанности, с одной стороны, сотрудников уголовно-ис-

полнительной системы, а с другой — осужденных. Именно

эта регламентация решающим образом определяет поведе-

ние тех и других в процессе общения и ставит для каждой

стороны границы возможного в развертывающемся обще-

нии. Более того, характер такого общения во многом будет

зависеть от степени усвоения каждым из них своих прав и

обязанностей, готовности и желания подчинять свою дея-

мым компонентом деятельности людей, осуществление ко-

торой предполагает их сотрудничество, но и обязательным

условием нормального функционирования их общностей

(например, школьного класса или производственной брига-

ды рабочих). При сравнении характера межличностного

общения в этих объединениях обращает на себя внимание

как сходство, так и различие между ними.

пает необходимым условием бытия этих объединений, фак-

тором, от которого зависит успешность решения стоящих

перед ними задач.

деятельности будет преобладающим. Так, для производст-

венной бригады это создание материальных ценностей, для

учебной группы — овладение знаниями, умениями и навы-

ками и др. Поэтому в каждом типе общностей будет преоб-

ладать тот вид межличностного общения, который

направлен на обеспечение главной для нее деятельности.

Безусловно, в них также могут иметь место другие виды

общения, но их роль будет функционально иной: удовлет-

ворять другим целям его участников. Например, два члена

бригады могут общаться не только по поводу основных про-

изводственных дел, но такое общение фактически будет

на находящийся вне пределов производства вил

ручения, планирование отдыха и т.д.).

сти деятельность, но и то, что представляет из себя сама эта

общность. Например, если это школьный класс, то важно

знать, насколько он сформирован как коллектив, какие

оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада — то

каковы степень развития трудовой активности, уровень

производственной квалификации каждого работника и т.д.

общности в значительной степени обусловлены тем, как ее

члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоци-

ональный отклик преимущественно вызывают друг в друге

и какой стиль поведения избирают.

определяют конкретную картину межличностного общения

в той или иной ситуации. При этом одни и те же факторы

проявляются не одинаково в разных условиях: иногда дей-

ствие малозаметных в предыдущей ситуации факторов ста-

новится сильно выраженным во вновь возникшей, и

наоборот: действие прежде значимых факторов тормозится.

эталоны общения, задают образцы поведения, которым

личность приучается следовать повседневно при взаимо-

действии с другими людьми. Эти общности прямо воздейст-

вуют на развитие у него оценок, которые определяют

восприятие им других людей, отношения и стиль общения

с ними. Причем воздействие тем сильнее, чем авторитетнее

общность в глазах человека.

емая той или иной общностью людей, постоянно изменяет-

ся, а это неизбежно отражается на характере общения

исполнителей, порой существенно его перестраивая.

деятельности, связанные с этим его права и обязанности,

особенности общности, членом которой человек является,

и выполняемые им в этой общности роли лишь в тенденции

определяют основное содержание, форму общения с други-

ми членами общности. Конкретная же расстановка акцен-

тов в содержании и способах его выражения в поведении

людей, занятых общей деятельностью, в большей степени

зависит от индивидуальных качеств каждого и как субъекта

данной деятельности, и как члена данной общности. Вместе

с тем психологически полноценным межличностное обще-

ние становится только при условии общения на равных,

когда его участники не удовлетворены ролями, обусловлен-

ными объединяющим их видом деятельности (например,

начальника и подчиненного), а пытаются в своих контактах

постоянно делать поправку на своеобразие друг друга и не

допускать вольно или невольно ущемления достоинства

партнера. Таким образом, настоящее межличностное обще-

ние -это всегда диалогическое общение.

временно выступать в роли и субъекта, и объекта общения.

Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему

свое отношение (это может быть интерес, безразличие или

неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-

либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является

объектом познания для того, с кем общается. Партнер адре-

сует ему свои чувства и старается на него повлиять. При

.этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одно-

временно в двух — объекта и субъекта — ха-

рактерно для любого вида непосредственного общения

людей, будь то общение одного учащегося с другий или

учащегося и учителя.

общения выполняются разными людьми по-разному. Во-

первых, это зависит от степени осознания тем или иным

человеком своей роли. Например, выступая в качестве объ-

екта общения, один человек может совершенно не задумы-

ваться над тем, какой отклик он вызовет у окружающих, а

другой — более или менее целеустремленно делать все от

него зависящее, чтобы произвести на них именно то впечат-

ление, какое он хочет.

ности личностной структуры участников общения, харак-

теризующей индивидуальное своеобразие каждого,

неодинаковыми возможностями, которыми они располага-

ют для успешного взаимодействия с партнерами (ведь у

людей разные способности к познанию другой личности,

пониманию ее сущности и своеобразия, к сопереживанию и

только то общее, что объединяет людей как объектов и

субъектов общения, но и то особенное, что они в каждой из

этих ролей обнаруживают. Иными словами, сейчас весьма

ческих особенностей людей, оказывающихся в положении

объекта и субъекта общения. Видимо, при решении этой

задачи следует из того, что общее у людей, выступающих в

той или иной роли, определяется сущностными характери-

стиками общения как специфического вида деятельности.

по всей вероятности, обусловлено прежде всего видом дея-

тельности, по поводу которой они вступают в общение (уче-

ние, труд, игра и др.). Например, цели общения

воспитателей и детей, а также способы, к которым они при

этом прибегают, будут значительно отличаться от целей и

способов профессионального общения бригадира и рабоче-

следить, как в рамках решаемых участниками общения

одинаковых коммуникативных задач изменяются объект-

но-субъектные характеристики в зависимости от того, ка-

кие конкретно личности вступают в общение друг с другом.

называемая совместимость (или несовместимость) людей.

Собранные при этом факты свидетельствуют о том, что

сильнее всего она проявляется именно в общении людей,

прямо определяя их поведение в роли объектов и субъектов.

всегда происходит взаимодействие людей, отличающихся

друг от друга эмоциональной сферой, волевыми и иными

свойствами. Понятно, что от указанных особенностей зави-

сят очень многие параметры общения. Это станет ясно, если

рассмотреть самый простой случай — процесс общения на

одну и ту же тему одного и того же человека с разными

людьми. При этом каждое новое общение этого человека с

очередным лицом будет неизбежно приобретать все новые

характеристики и отличаться от предыдущего продолжи-

тельностью, глубиной, личностной вовлеченностью в него

участников, эмоциональным фоном, на котором оно будет

развертываться, результатами решения той или иной кон-

кретной задачи и др.

Отзывы и коментарии к книге Психология общения на нашем сайте не предусмотрены.

Полагаем, что книга Психология общения автора Бодалев А.А. придется вам по вкусу!

Если так окажется, то можете рекомендовать книгу Психология общения своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с произведением Бодалев А.А. — Психология общения.

Возможно, что после прочтения книги Психология общения вы захотите почитать и другие книги Бодалев А.А.. Посмотрите на страницу писателя Бодалев А.А. — возможно там есть еще книги, которые вас заинтересуют.

Если вы хотите узнать больше о книге Психология общения, то воспользуйтесь поисковой системой или Википедией.

Биографии автора Бодалев А.А., написавшего книгу Психология общения, на данном сайте нет.

Ключевые слова страницы: Психология общения; Бодалев А.А., скачать, читать, книга, произведение, электронная, онлайн и бесплатно

Источник:
Бодалев психология общения
описание
http://aktivnoetv.ru/writer/3892/books/11392/bodalev_aa/psihologiya_obscheniya

COMMENTS